back to top
-1.1 C
Алматы
Пятница, 22 ноября, 2024
No menu items!
ДомойНовостиОбществоБудущие медики учатся на виртуальных пациентах

Будущие медики учатся на виртуальных пациентах

В Центре симуляционных и образовательных технологий Медицинского университета Караганды прошел необычный квест. Студенты 4 и 5 курсов обучения по специальности «Общая медицина» демонстрировали навыки неотложной помощи, выполняя задания, подготовленные для них преподавателями. Таким методом педагоги решили повышать мотивацию студентов к обучению, развивать клиническое мышление, формировать навыки работы в команде и проявлять лидерские качества.

Фото worldwidecolleges.com

ЦСОТ – центр, реализующий инновационные формы обучения в медицинском образовании. Его главная цель – возможность отработки практических умений и навыков путем работы имитационных палат и тренажерных залов с использованием фантомов, муляжей, автоматизированных виртуальных моделей, интерактивных обучающих компьютерных программ, аудио-, видеоматериалов и роботизированных реалистичных манекенов, позволяющих каждому студенту самостоятельно и неоднократно выполнять требуемые процедуры. Он спроектирован и оборудован по передовым технологиям в соответствии с мировыми стандартами. В центре проходят практические занятия на уровне бакалавриата, интернатуры и резидентуры.

– Симуляционное образование занимает в подготовке будущих врачей ведущую роль, – рассказала директор центра Гульшат Кемелова. – Чтобы стать профессионалом, учиться только по книгам невозможно, нужна постоянная практика. Но как и где ее получить? Например, чтобы отработать навыки неотложной помощи, ни одна клиника не подпустит студента к пациенту и не скажет: давай, тренируйся. Ведь это критическая ситуация, где цена жизни пациента важнее науки. Максимум, что может сделать обучающийся, – проверить пульс, послушать, потрогать живот, но опять же это могут позволить одному-двум, а не всей группе. Даже в некритических случаях пациенты обычно слишком больны, чтобы разрешить «тренироваться» на себе сотне человек, – они не хотят, чтобы их беспокоили. Отрабатывать такие навыки на пациенте невозможно, и тогда на помощь приходят симуляционные технологии. От самых простых «статичных» манекенов до высокотехнологичных роботов, виртуальных тренажеров, дополненных реальностей – все используется для того, чтобы научить студентов современным медицинским технологиям и навыкам, которые он должен осваивать на каждом уровне обучения. Им создают такие условия, чтобы они могли многократно отрабатывать навыки до тех пор, пока не достигнут уровня автоматизма. Это лучшая альтернатива реальным пациентам.

Преподаватель может задать манекену любые параметры – частоту пульса, дыхания, имитировать остановку сердца, сужение и расширение зрачков, манекены даже издают звуки и разговаривают. При сердечно-легочной реанимации, если неправильно ее выполнять, то можно сломать пациенту ребра, повредить сумку сердца и т.д. На тренажере же есть датчики, которые показывают силу воздействия на грудную клетку. Интубация трахеи – очень сложный навык, когда нужно проникнуть в дыхательные пути. На живом человеке этого тоже не сделаешь, а на манекене можно оттачивать технику многократно. То же касается педиатрических навыков на младенцах и родов. Преподаватели создают такие условия, чтобы студенты могли отрабатывать то, что у них не получается, не только в рамках расписания, но и в свободное время – по субботам. Алгоритм действий, последовательность шагов нужно отрабатывать так, чтобы выполнять их на автомате. Это значительно повышает качество медицинского образования. Далее при работе в клиниках молодые врачи уже будут чувствовать себя уверенно.

– Сегодня все медицинские университеты не только нашей страны, но и зарубежья стремятся улучшить материально-техническую базу симуляционных центров, – добавила Г. Кемелова. – Караганда является примером для подражания, центром, на который хотели бы ориентироваться другие. И не только по имеющемуся оборудованию, но и по тому, как мы включили его в обучающий процесс. Можно купить технологии, но работать с ними неправильно. Мы же максимально эффективно внедрили их в расписание, умеем оценивать результаты обучения, что позволяет нам быть консультантами симуляционного обучения на территории СНГ. У нас просят советы, какое оборудование приобрести, как составить расписание, какой штат сотрудников создать.

Медицинский квест был организован по принципу спортивного биатлона, где каждый неверный шаг влечет за собой прохождение штрафного круга, что подразумевает демонстрацию еще большего объема практических навыков. Обычная, на первый взгляд, клиническая задача превратилась в увлекательное соревнование для студентов. А для преподавателей – это новый опыт по совершенствованию педагогических навыков и оценке выживаемости знаний у студентов.

В квесте участвовали четыре команды, они должны были решить четыре клинические задачи согласно протоколам диагностики и лечения РК, а также оказать неотложную помощь пациенту с острым коронарным синдромом. Студенты собирали анамнез у стандартизированного пациента и выставляли предварительный диагноз, после чего демонстрировали навыки оказания неотложной помощи. Победителем должна была стать команда, прошедшая квест за меньшее количество времени.

Под эгидой марафона в Медуниверситете уже состоялось более 25 мероприятий, таких как «Легенды медицины», «День национальных игр», «Выставка творческих работ хирургического кружка», дебаты «Вакцинация: за и против», «День кино «Путь лидера» и другие. К их проведению активно привлекались студенты из Индии, Иордании, России и других стран. Также в рамках марафона состоялась необычная выставка творческих работ хирургического кружка «Скальпель». Его члены демонстрировали многообразие техник наложения хирургических швов – простого узлового, швов Мультановского, по Донати, Алговера, внутрикожного косметического, П-образного, непрерывного и т.д. Будущие хирурги вывели разными техниками надписи «30 лет Независимости», «Казахстан» и т.д. на искусственной коже, медицинских перчатках, бананах, киви, мандаринах и прочих подручных материалах.

Светлана СВИЧ

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Каждое имя — подвиг: в Караганде появилась Аллея героев

В честь 100-летия со дня рождения первого министра обороны Казахстана, генерала армии Сагадата Нурмагамбетова на территории войсковой части 31775 регионального командования «Астана» была открыта...

В Караганде побывала делегация специалистов из Китайско-японской больницы Цзилиньского университета

На встрече с акимом области Ермаганбетом Булекпаевым обсуждались перспективы сотрудничества в здравоохранении. – Карагандинская область – это не только индустриальное сердце Казахстана, но и...

С профессиональным праздником поздравил работников сельского хозяйства аким Карагандинской области

Ермаганбет Булекпаев отметил, что успех нынешней уборочной кампании стал возможным благодаря применению современных агротехнологий и государственной поддержке. Всем, кто трудится в поле, глава региона...

Главное богатство страны: в областном филиале партии «AMANAT» состоялся IV пленум областного совета ветеранов

В работе пленума приняли участие аким области Ермаганбет Булекпаев, председатель Центрального совета РОО «Организация ветеранов», депутат Мажилиса Парламента РК Бактыкожа Измухамбетов, член Центрального совета,...

Молодым везде у нас дорога, работа и оплачиваемая практика: в Караганде прошла ярмарка вакансий

На предприятиях Карагандинской области кадровый голод. Об этом говорит тот факт, что более 80 различных компаний, в том числе лидеры промышленного и других...

Пострадавшего в жуткой аварии пассажира легкового автомобиля прооперируют в Караганде

Сегодня утром на дороге в сторону Пришахтинска произошло ДТП с участием автомашины «LADA Priora» и маршрутного автобуса № 107. На месте погиб водитель...

У студентов медколледжа появилась надежда завершить обучение в стенах КМУ

По заверениям руководства области, теоретически такая возможность есть, но для ее реализации необходимо время. Об этом заявил заместитель акима Карагандинской области Ораз Таурбеков.  Напомним,...