back to top
-2.1 C
Алматы
Понедельник, 25 ноября, 2024
No menu items!
ДомойГлавные новости«Мои вайнахи»: Казахстан всегда будет родным

«Мои вайнахи»: Казахстан всегда будет родным

Двадцать третье февраля – особая дата в жизни целого народа. В этот день восемьдесят лет назад началось насильственное выселение сотен тысяч чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию.

Депортация сотен тысяч

Операция, готовившаяся втайне и получившая кодовое название «Чечевица», была одной из крупнейших депортаций по этническому признаку в истории Советского Союза. Тогда, по различным оценкам, было выселено от 500 до 650 тысяч чеченцев и ингушей.

– Прежде чем нас бросить в степи, с местным населением власти провели пропаганду, что чеченцы и ингуши – это бандиты, людоеды, предатели, мол, держитесь от них подальше и не общайтесь с ними. Но со временем казахи увидели, что мы так же, как и они, молимся Аллаху, стали сближаться и помогать нам, – делится воспоминаниями Сулим Исакиев, который в свои четыре года был выгружен из вагонов со своей семьей на станции Сортировочная.  

По официальной версии, депортация была вызвана тем, что многие чеченцы и ингуши якобы изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов, вступали в отряды диверсантов и разведчиков, создавали по указке немцев банды для борьбы против советской власти, участвовали в вооруженных выступлениях против нее.

– Такого не могло быть! Для чеченца струсить, бежать, а тем более предать – это позор. Сегодня известно, что в советские времена сам факт участия чеченцев в военных действиях упорно замалчивался, соответственно, он никак не был отражен и в официальных документах. Уже после войны чеченский писатель Халид Ошаев занялся освещением этой темы. Так, в книге «Брест – орешек огненный», опираясь на воспоминания выживших защитников крепости, он установил, что в героической обороне участвовали 275 его единокровников. Это только те, кого он смог восстановить по рассказам, – продолжает Сулим Исакиевич.

Стереть с лица земли

В других публикациях тоже указывалось, что Брестскую крепость обороняли сотни уроженцев Чечни. Имена их были преданы забвению, так как большая часть архивов и личные документы красноармейцев сгорели во время пожара, который полыхал над развалинами больше месяца.

– Еще говорили, что мы Гитлеру белого коня подарили, немцев встречали, что мы людоеды. В качестве причин депортации официально назывались массовое сотрудничество с оккупантами, антисоветская деятельность. Однако вайнахи физически не могли сотрудничать с оккупантами ввиду отсутствия оккупации, – добавляет один из аксакалов Мовлди Абаев.

После депортации коренного населения были предприняты усилия по уничтожению следов его пребывания на этой территории: населенным пунктам присваивались другие названия, сжигались книги на чеченском и ингушском языках, из уцелевших вычеркивались упоминания о вайнахах. Из музейных коллекций удалялись «неполиткорректные» экспонаты, уничтожались и расхищались рукописные книги и библиотеки, золотые и серебряные украшения, оружие, ковры, утварь, мебель и т.д.

– В результате спецоперации десятки тысяч людей погибли – не только и не столько в пути, сколько из-за тяжелых условий жизни на спецпоселении, отсутствия жилья, недостатка продовольствия, медицинской помощи, одежды и предметов первой необходимости. Я вместе с тетей попал в Кустанайскую область, потом перебрались к родственникам в Караганду, – вспоминает живой свидетель тех событий Харон Кутаев, которому тогда было всего пять лет.

Родной казахский народ

– Самое страшное было с теми, кого не депортировали в установленные сроки, так как наверх было доложено, что все чеченцы и ингуши вывезены, никого не оставили. Их уже расстреливали без суда и следствия. Кто мог, бежал в горы и выживал там. Их впоследствии называли абреками и уничтожали как бандитов, – рассказывает Ахмед Мурадов.

О том, как относились к вынужденным переселенцам местные жители, говорит случай в Осакаровке, когда казах, проезжавший на санях мимо приемного пункта, куда привезли депортированных, подобрал брошенных на улице двух мальчишек-чеченцев, привез домой и вместе со своими детьми кормил и растил. Он даже язык детей не понимал, но не бросил. Мальчишки выросли и до сих считают себя одной семьей, несмотря на то, что после они нашли своих родных.

– Вот так и стал для нас родным казахский народ. Таких примеров много по всему Казахстану. Чеченцев и ингушей, которых забирали из детприемников и воспитывали казахские семьи, было очень много. Есть те, которые вернулись на историческую родину в Чеченскую Республику, но каждый раз, приезжая домой в Казахстан, посещают могилы родителей-казахов, – делятся аксакалы.

Разбрасывали всех по всему Казахстану, разделяли семьи на части, причем без права перемещаться. Несмотря на это, вайнахи искали друг друга.

Избранный народ

– Я сам родился в 1951 году в Казахстане, а мои родители были из одного села Аккию, сейчас это территория Осетии, – рассказывает свою историю аксакал Магомет Султыгов. – Папа попал в Северно-Казахстанскую область, а мама – в Кокчетав. Для перемещения нужно было брать разрешение, что было очень сложно. А без разрешения могли выслать еще дальше или даже посадить. И отец привез маму без разрешения коменданта, хорошо, тогда за отца заступился ветеран Великой Отечественной войны, который имел авторитет. Он сказал: я знаю его как хорошего работника, он нам нужен.

И вот так комендант оставил его отца под ответственность ветерана, и никто его не тронул.

– Мои родители рассказывали: когда пришел очередной эшелон с нашим народом, один из религиозных казахов, зная арабский язык, шел от одного вагона к другому, говоря на арабском, пока не нашел такого же священнослужителя, который тоже знал арабский. Потому что наши не знали казахский, а казахи – чеченский язык. И этот имам говорил, что еще его отец, имевший дар предвидеть, сказал: на нашу землю привезут народ избранный, на долю которого выпадут страшные испытания. Этот человек помогал нашему народу всем, чем мог, делился всем, что у него и его семьи было, – вспоминает Магомед-Сали Ярыжев.

«Мои вайнахи»

В январе 1957 года Чечено-Ингушская АССР была воссоздана, хотя и в несколько измененных границах. Чеченцам и ингушам было разрешено вернуться на родину. Получается, люди заново осваивались на опустошенной земле.

– В 1957-1961 годах подавляющее большинство вайнахов вернулись на родину. Молодежь, которая выросла здесь, обустроилась, работала, осталась, так как Казахстан для них стал родным домом. А те, кто постарше, которые выросли на родине, вернулись, ведь все эти годы они ждали этого момента, хотели сохранить свою землю. Вернувшимся пришлось не сладко: их дома оказались заняты другими народами. И многие, приехав в родной дом, прямо во дворе ставили палатку и так жили, – вспоминает Ахмед Мурадов.

К 80-летию депортации чеченского и ингушского народов этнокультурное объединение «Вайнах» Карагандинской области проведет памятные мероприятия, окажет адресную помощь малообеспеченным и многодетным семьям. А накануне собрало уважаемых аксакалов, которые и поделились своими воспоминаниями о тех трагических событиях.

– Казахстан для нас, чеченцев и ингушей, всегда будет родным. Где бы мы ни встретились – дома или за границей, а тем более на территории Чеченской Республики, – казахам рады всегда. Потому что в те трудные годы, когда еще шла война и все отправлялось на фронт, этот народ делился последним. Пока мы живы, говорим о наших братьях своим детям, внукам, правнукам. Такие лишения и испытания мы прошли и благодаря казахскому народу выдержали. Когда Казахстаном руководил Динмухамед Кунаев, то он всегда о нашем народе говорил: «Мои вайнахи», – с гордостью завершил нашу встречу Сулим Исакиев.

Әсет ҚАМСЫЗҰЛЫ

Фото из личного архива У. Джанаева

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Подрядчиков, устанавливающих подъемники в подземках Караганды, могут привлечь к суду

Тема подъемных электроустройств, установленных в подземных переходах областного центра для лиц с ограниченными возможностями, уже набила оскомину многим горожанам. Тем не менее она по-прежнему...

Несмотря на то что Карагандинский регион не выделят квот для кандасов, многие предпочитают приезжать...

С начала года статус «кандас» получили 197 семей. Всего прибыли 462 человека из Узбекистана, Монголии, Китая, России, Кыргызстана. По данным управления координации занятости и социальных...

В Караганде крупногабаритный транспорт оставил часть Юго-Востока без электричества

Вечером минувшей субботы жители одного из густонаселенных районов надолго погрузились во тьму. Попытки компании-услугодателя оперативно устранить аварию были тщетными. Без света остались микрорайоны «Орбита-1,...

В Караганде полицейские арестовали автомобили должников, не плативших алименты

Сумма задолженности водителей достигла десятков миллионов тенге. Изъятый автотранспорт направили на штрафстоянку. 20 ноября в Караганде патрульные полицейские совместно с судебным исполнителем находились на...

Введение часового пояса UTC+5 в Казахстане открыло новые горизонты для научного сотрудничества

Так, коллектив АО «Научно-производственный центр «Фитохимия» отмечает, что теперь стало гораздо удобнее работать с зарубежными учеными. Фото: yandex.kz Ранее начало рабочего дня европейских партнеров совпадало с...

В Балхаше появится новый полигон твердых бытовых отходов

Уже разрабатывают документы на строительство, выбран участок и начаты работы по установке границ полигона для ТБО. Проблема необходимости нового полигона стоит в городе давно....

Дорога между Астаной и Алматы через Караганду получила индекс KAZ01

По сообщению Министерства транспорта РК, на автодорогах международного и республиканского значения установлены новые индексы «KAZ» и «KZ». «Согласно стандарту ISO 3166-2 Международной организации по стандартизации,...