back to top
-6.1 C
Алматы
Вторник, 24 декабря, 2024
No menu items!
ДомойНовостиОбществоДостойной старости ради

Достойной старости ради

Текущий год для пенсионной системы Казахстана – юбилейный. 25 лет назад, в 1998 году, наша республика первой из стран СНГ осуществила реформу пенсионного обеспечения с постепенным переходом на накопительную пенсионную систему. С тех пор изменилось немало. Мы решили лично посетить Карагандинский областной филиал АО «ЕНПФ», чтобы узнать, как там обстоят дела на сегодняшний день.

Томиться не придется

Первое, на что невозможно не обратить внимания в эти жаркие летние дни, – прохлада во всех операционных залах офиса. Кондиционеры работают исправно – все для комфорта посетителей. Попав вовнутрь, вы сразу оказываетесь у стойки ресепшн, где вас встретит компетентный консультант с вопросом: «Чем я могу вам помочь?» Озвучив ему цель визита, будете направлены либо в соответствующий зал к специалисту, либо в зону самообслуживания, которая здесь тоже имеется. Она представляет собой небольшой уютный уголок с офисной мебелью и компьютерами.

Там, имея с собой флэш-карту с ЭЦП (электронной цифровой подписью), вы можете получить услуги ЕНПФ самостоятельно в режиме онлайн. При необходимости, кстати, все тот же консультант или кто-то из свободных специалистов фонда могут оказать вам помощь, подсказать, что и как делать.
За стойкой ресепшн раскинулся просторный зал ожидания. Очередь электронная – по талонам. Табло с номерками – в зоне видимости. Кресел хватает на всех. Люди не томятся в очередях – нужный номерок загорается довольно быстро.

– А дальше посетитель попадает в операционный зал нашего филиала, – говорит Мусреп Хасенов, директор Карагандинского областного филиала АО «ЕНПФ». – Несмотря на доступность услуг в формате онлайн, многие вкладчики по-прежнему предпочитают личное посещение. Особенно увеличилось число обращений после вступления в силу с 1 июля текущего года Социального кодекса Республики Казахстан, который открыл новые возможности для наших вкладчиков по управлению своими пенсионными накоплениями. Все обращения посетителей стекаются в основном сюда, где опытные и компетентные сотрудники окажут консультацию и примут документы для оказания пенсионных услуг.

Главное – довольный клиент


Одна из них – главный специалист операционного отделения филиала Баян Жушнова. Она трудится в пенсионной системе с марта 2000 года. Неоднократно поощрялась руководством фонда грамотами и благодарственными письмами, а в 2018 году была удостоена звания заслуженного работника фонда. На вопрос: «С чего же начинается день в ЕНПФ?» с улыбкой отвечает: «С хорошего настроения».

– Позитив очень важен. Потому что люди должны уходить от нас довольными. Ведь мы предоставляем вкладчикам услуги, консультируем, отвечаем на все вопросы. Только по выплатам ежедневно обрабатываем по 50 заявлений, – говорит Б. Жушнова.

Самой популярной услугой она называет получение вкладчиками выписки со своего пенсионного счета, а в последнее время – услугу по переводу 50% от суммы своих пенсионных накоплений в инвестиционные компании.

Интересуются посетители и единовременной выплатой пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий или оплату лечения. Особенно актуален этот вопрос с 1 июля 2023 года для пенсионеров по выслуге лет (военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и специальных служб). С вступлением в силу Социального кодекса они могут использовать на жилье и лечение до 100% своих накоплений.

Сотрудники филиала разъясняют им механизм получения средств через уполномоченных операторов – АО «Жилищный строительный сберегательный банк «Отбасы банк» в случае изъятия накоплений на улучшение здоровья, «Отбасы банк» и еще несколько банков второго уровня – на жилье.

Наряду с вышеуказанными услугами люди обращаются для подачи заявления на выплату в связи с выездом на постоянное место жительства, а также в связи со смертью вкладчика – на погребение и наследство.


Прибавка к пенсии

На мой взгляд, одно из главных новшеств с введением Социального кодекса – это возможность перевода 50% от суммы пенсионных накоплений управляющим инвестиционным портфелем (УИП). Всего таких управляющих компаний на сегодняшний день пять, – говорит директор филиала М. Хасенов. – Подробную информацию об этих компаниях и показателях деятельности за отчетные периоды можно найти на официальном сайте enpf.kz.

Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка к УИП разработаны особые требования. УИП обладают лицензией на управление инвестиционным портфелем, успешным опытом работы на рынке и управления активами клиентов, положительными результатами финансово-хозяйственной деятельности по итогам последних нескольких лет, достаточным размером собственного капитала для покрытия возможных убытков, связанных с инвестированием пенсионных активов и т.д.

При переводе пенсионных накоплений в доверительное управление УИП в случае возникновения отрицательной разницы по итогам года между номинальной доходностью, полученной УИП, и минимальным значением доходности пенсионных активов, управляющая компания обязана возместить данную разницу вкладчику за счет собственных средств. Таким образом, УИП рискует не только репутацией, но и собственным капиталом.

Кроме того, в случае перевода части своих накоплений в УИП, если в дальнейшем вкладчик захочет поменять управляющую компанию либо вернуть накопления под управление Нацбанка, то это можно сделать по прошествии года (ранее на это было необходимо два года). Таким образом, вкладчики получили право самостоятельно выбирать инвестиционную стратегию управления своими накоплениями. При этом учет накоплений продолжит вести ЕНПФ, и результаты инвестиционной деятельности вкладчики могут видеть в выписках с индивидуального пенсионного счета.

– Часть изменений вступит в силу с 1 января 2024 года, когда будут введены обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР), которые будут осуществляться за счет собственных средств работодателя за работников, родившихся после 1 января 1975 года. Величина ОПВР рассчитывается от ежемесячного дохода каждого работника: с 1 января 2024 года в размере 1,5% с ежегодным увеличением до размера 5% к 2028 году, – рассказал Мусреп Хасенов.
Участие работодателей в пенсионном обеспечении граждан – это международная тенденция и существенный шаг к социальному благополучию в пенсионном возрасте.


Каждый важен


В целом же одна из главных задач ЕНПФ заключается в создании всех необходимых условий нашим гражданам в обеспечении возможности формирования пенсионных накоплений, достоверного учета пенсионных активов, а также в содействии повышению культуры планирования пенсионных сбережений.

Для повышения финансовой грамотности населения и обеспечения доступности пенсионных услуг работает специальный отдел выездного обслуживания, который колесит по районам нашего региона и добирается даже в самые отдаленные его уголки – туда, где нет офисов ЕНПФ и стабильного Интернета. Мобильный офис оборудован всем необходимым – компьютерной техникой, спутниковой связью и прочим. Обслуживает он Карагандинскую и Улытаускую области.

Главный специалист отдела выездного обслуживания Алия Айдарбекова работает в пенсионной системе с сентября 2013 года. Она постоянно выезжает в командировки в отдаленные населенные пункты. Говорит, что для их жителей это очень удобно. Ведь немногие сельчане могут выехать в областные центры – хозяйство оставить не на кого.

– В итоге они не получают должной информации. Например, много случаев, когда до нашего визита люди думали, что пенсионные накопления не наследуются. Считали, что если вкладчик умер, то его средства переходят государству, – делится А. Айдарбекова. – Поэтому в основном всегда благодарны нам, просят приехать еще. Ведь мы предоставляем им много полезной информации совершенно бесплатно. С собой у нас всегда «мобильный агент» – чемодан с ноутбуком, интернет-модемом, портативным принтером, бумагой и прочим. На месте можем оказать им любые услуги пенсионного фонда.

Выезжает специальный отдел не только в села, но и в крупные организации и на предприятия. Например, в подразделения крупнейших работодателей региона, таких как АО «АрселорМиттал Темиртау» и «Корпорация «Казахмыс». В ближайшее время главный специалист отдела планирует встречу с пенсионерами МВД РК, недавно ушедшими на заслуженный отдых по выслуге лет.

Резюмируя, можно смело отметить, что обращений в Карагандинский областной филиал АО «ЕНПФ» поступает очень много. Оно и неудивительно – по республике он считается одним из крупнейших, входит в тройку лидеров. Только за первое полугодие текущего года работниками филиала было предоставлено клиентам более 73 тысяч услуг, что составляет 11% от общего количества операций, проведенных фондом. А количество открытых индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) вкладчиков на 1 июня 2023 года составляет 881 300, при том что всего в ЕНПФ зарегистрировано порядка 12 млн ИПС.

– Качество обслуживания и удовлетворенность вкладчиков очень важны для нас. – отметил Мусреп Хасенов. – Поэтому созданы все условия для посетителей и сотрудников. Более 70 специалистов филиала работают над тем, чтобы вкладчики получали качественный сервис как в Караганде, так и в удаленных центрах и офисах обслуживания. Наиболее крупные офисы работают в городах Жезказгане, Темиртау, а в районных центрах размещены наши представители.

Кроме операционного отдела и отдела выездного обслуживания, важные функции выполняет отдел контроля, который рассматривает все письменные обращения, включая большой объем работы взаимодействия с пенсионными фондами стран дальнего и ближнего зарубежья. Ни одно обращение бывших сограждан, проживающих ныне за рубежом, не остается без ответа.

Очень высокие стандарты клиентских зон поддерживает административный отдел, за что клиенты очень благодарны. Особенно нынешним жарким летом, когда попадают в прохладные залы, обеспеченные удобными местами ожидания и кулерами с питьевой водой.

Наталья ФОМИНА

Фото из архива «ИК»

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Студенты Балхашского медицинского колледжа стали лучшими на областном конкурсе

Будущие медики представили короткометражный видеоролик, отвечали на вопросы в викторине и выполняли ситуационные задачи по специальным дисциплинам. Конкурс «Бригада «103», спасающая жизнь» проходил...

Особенности ипотеки без первоначального взноса

Далеко не всегда можно самостоятельно накопить нужную сумму для покупки недвижимости. Постоянно растущие цены и экономическая нестабильность усложняют эту задачу для многих людей. Именно...

Лучший дорожный защитник живет в Шетском районе

Учащийся школы-гимназии имени Ж. Акылбаева Шетского района Бакдаулет Агзам стал победителем в республиканском видеоконкурсе «Моя полиция». В Министерстве внутренних дел состоялась церемония награждения победителей...

В Караганде для решения проблемы энергодефицита ТЭЦ-3 наращивает мощность

На ТЭЦ-3 Караганды стартовал масштабный проект расширения. До 2028 года планируется установить новый энергоблок. Увеличение мощности крайне актуально, так как город активно...

На президентской елке в Караганде глава региона поздравил 200 детей

Снежинки и сказочные принцессы, батыры и самураи, пираты и отважные мушкетеры, феи и даже несколько Малефисент. В Караганде прошла традиционная новогодняя елка от имени...

В Темиртау активно идут работы по подготовке к любимому празднику года

Площади и парки преображаются, наполняясь новогодними украшениями, которые создают праздничную атмосферу. В этом году жителям и гостям города представят как новые элементы декора,...

Темиртауские спасатели усилили профилактическую работу с населением

За последние десять дней в городе металлургов в результате пожаров погибли два человека. Первая трагедия случилась в ночь на 10 декабря в доме по...