back to top
-7.1 C
Алматы
Понедельник, 23 декабря, 2024
No menu items!
ДомойГлавные новостиМарка прочности: в Карагандинском регионе готовятся к ремонту дорог

Марка прочности: в Карагандинском регионе готовятся к ремонту дорог

В этом году в Карагандинской области отремонтируют свыше 730 километров автодорог общего пользования. Часто, оправдывая свои огрехи при ремонтах, дорожники жалуются на некачественные материалы. Щебень здесь – незаменимая составляющая.

Такие вот “щеки”

Майкудукский каменный карьер действует с конца 40-х годов прошлого века. На его камнях строились сам Майкудук и половина центра Караганды. Работы здесь ведет фирма «Стройкам», являющаяся «дочкой» ТОО «Караганданеруд» – лидера по производству щебня в Центральном Казахстане. На Майкудукский карьер мы попали как раз в тот момент, когда специалисты закладывали взрывчатку.

– Мы нанимаем компанию, которая бурит каменный выступ, помещает в мешках взрывчатку, а потом производит взрыв. Технику при этом отгоняем на 500 метров, а людей – на 2-3 километра. В результате взрыва образовываются камни размером около 700 миллиметров. Мы их грузим в самосвалы и отвозим на фабрику, которая находится тут же, на карьере. Высыпаем все это в бункер. Там находится щековая дробилка. «Щеки» «разжевывают» породу, и она идет дальше по конвейеру, попадая в другую дробилку – конусную. Там идет дальнейшее измельчение, до 80 миллиметров. А дальше – 60, 40, 20 миллиметров. В зависимости от того, какой размер нам нужен, – рассказывает Павел Зималев, генеральный директор ТОО «Караганданеруд».

Щебень бывает разным 

Оборудование для фабрики завезено из Европы. Все агрегаты хорошо и долго служат еще и потому, что у персонала бережное к ним отношение, говорит Павел Зималев. По его словам, качество щебня не всегда зависит от фабрики. Не последнюю роль играют месторождение, химический состав камня. К слову, «Караганданеруд» работает на двух карьерах: один в Майкудуке, другой – в поселке Карабас, что в Абайском районе.

– В Карабасе у нас даже две фабрики. Тамошний щебень отличается от майкудукского. По крепости и морозостойкости они не уступают друг другу. А вот абразивность у карабасского камня выше. Это способность породы изнашивать контактирующие с ней поверхности горных машин или оборудования. К примеру, «щеки» в Майкудуке прослужат полгода, а в Карабасе – всего два месяца. Соответственно, и дорожное покрытие из такого щебня дольше продержится. На проспекте Назарбаева оно около 14 лет простояло. То же самое и с товарным бетоном: если его производить с использованием карабасской породы, то марка прочности будет более высокой, и это без добавления химии. Когда закупали фабрику из Швеции, иностранные специалисты попросили образец камня из Карабаса, чтобы оборудование подобрать. Изучив его, они сказали, что по абразивности таких месторождений в мире всего шесть, – гордится Павел Зималев.

Все по плану

По его словам, из камней Майкудукского и Карабасского карьеров была построена вся Караганда. Продукция «Караганданеруд» применяется при ремонте и строительстве не только автомобильных дорог, но и железных. Один из крупных клиентов этого ТОО – АО «НК «Қазақстан Темір Жолы». С ним подписаны долгосрочные контракты на поставку щебня. Также сотрудничают с компанией «INTEGRA CONSTRUCTION KZ», она выступает подрядчиком у КТЖ при строительстве вторых путей участка «Достык – Мойынты». Здесь будет использоваться щебень из карьеров «Караганданеруда». Этот участок обеспечит бесперебойный экспорт отечественной продукции и рост транзитного потенциала Казахстана. Отметим, что строительство ведется в рамках Национального проекта «Сильные регионы – драйвер развития страны» и реализуется по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева. Доля местного содержания здесь должна превысить 80%.

– Отгрузку начнем уже в мае. Там объем – около полутора-двух миллионов кубов. Также мы работаем и со строительными фирмами в Астане, к примеру АО «Стройконструкция». 70% всех железобетонных конструкций столицы изготовила эта компания. В год только у нас они закупают по 300-350 тысяч тонн щебня. Кроме того, сотрудничаем с теми, кто производит товарный бетон, а это тоже не меньше 300 тысяч тонн в год. По Караганде много строительных компаний с нами работают, в частности «Жилой фонд», ТОО «Завод ЖБИ-5». Из дорожников – это «Агродор», ТОО «РСУ по ремонту дорог». Кстати, при строительстве улицы Магнитогорской использовали продукцию Майкудукского карьера, – говорит Павел Зималев.

Вошли в историю региона

Значимыми проектами, в которых участвовало ТОО за последние 4 года, он называет строительство Северо-Восточного обхода. Эта дорога огибает Караганду и позволяет разгрузить город от транзитных автомобилей и тяжеловесных машин. Часть трассы на Балхаш тоже строили из щебня карьеров «Караганданеруда». Капремонты по Жезказганской ветке также не обходятся без карабасской породы. По словам Павел Зималева, большой «выхлоп» дают именно железнодорожные проекты и строительная сфера. А дорожники закупают не так много.

– Но в целом наша продукция уходит влет. Лежит она у нас в основном, только когда готовим запасы. А это мы начинаем делать уже с февраля. В марте-апреле щебень уже вывозится. Наша продукция также является сырьем для производства тротуарной плитки и строительного камня. Щебень делается из порфирита и альбитофира магматического происхождения. Благодаря этому камни имеют высокую морозостойкость и прочность, а также крайне низкий радиационный фон, – объясняет он.

Стоит отметить, что в ТОО «Караганданеруд» есть аккредитованная лаборатория, которая занимается не только контролем продукции, но и производит испытания по заказам сторонних организаций. В целом ТОО «Караганданеруд» и «Стройкам» могут выпускать порядка двух миллионов тонн щебня в год. По словам гендиректора, компании в меру своих возможностей инвестируют средства в покупку нового технологического оборудования. Ближайшее обновление планируется в следующем году.

Кирилл ВАСИЛЬЕВ 

Фото Александра МАРЧЕНКО

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

В 2025 году в Караганде благоустроят больше дворов, детских и спортивных площадок

Радостной новостью с жителями областного центра поделился градоначальник Мейрам Кожухов. Он озвучил сумму, которую выделят на проект «Бюджет народного участия», который показал свою...

Карагандинская теннисистка выиграла турнир «ТОП-12»

Лидер женской сборной РК по настольному теннису Зауреш Акашева вновь доказала, что она достойна медали высшей пробы. Как сообщает Федерация настольного тенниса Казахстана, в...

41 село Карагандинской области улучшили по проекту «Ауыл – Ел бесігі»  

В Карагандинской области в этом году спецпроектом «Ауыл – Ел бесігі» был охвачен 41 сельский населённый пункт, где проживают 67 тысяч человек. В них...

В Караганде изменили схему движения на одном из оживленных перекрестков

Для обеспечения безопасности и пропускной способности автотранспортных средств на пересечении улиц Гоголя - Космонавтов изменена схема дорожного движения. Как отметили в отделе коммунального хозяйства,...

Три серебряные и столько же бронзовых медалей выиграли карагандинские старшеклассники на республиканской олимпиаде

Ребята из сельских школ блеснули знаниями по предметам общественно-гуманитарного направления. Второй год Министерство просвещения проводит это интеллектуальное состязание. Оно призвано создать оптимальные условия для...

Неподалеку от Балхаша чуть не замерз дальнобойщик из Турции

У большегруза произошла поломка, и водитель не смог самостоятельно ее устранить. Он обратился за помощью к службе спасения. По данным пресс-службы МЧС РК, вчера, 22...