Ажиотажа там не наблюдается, отгрузка идет в штатном режиме. Об этом рассказали журналистам во время пресс-тура.
Угольный склад ТОО «ПСВ86» находится в районе Пришахтинска. В день сюда прибывают от 16 до 24 вагонов с твердым топливом. Его привозят с Шубаркольского разреза. Стоимость «черного золота» – 14 750 тенге за тонну.
– В день отгружаем от 30 до 50 машин. Самый пик приходится на октябрь – чем ближе к холодам, тем больше народу. Поэтому всегда призываем запасаться заранее. Ажиотаж возникает только из-за тех, кто «тянет» до последнего. Сейчас работаем в штатном режиме. Никаких очередей нет. В данный момент наш запас составляет более 10 тысяч тонн, и он пополняется ежедневно, – говорит директор угольного склада ТОО «ПСВ86» Никита Аносов.
Спокойно и на территории ТОО «Рапид». Предприятие добывает уголь подземным способом. И это отражается на цене. За тонну покупатель должен заплатить 24 тысячи тенге. Добыча производится на месте закрытых когда-то шахт.
– Работаем по контракту, заключенному с Правительством РК. По нему предусмотрена разведка с последующей добычей ранее списанных в потери запасов. Проще говоря, то, что наши деды не смогли выдать на-гора. Сегодня это стало возможным благодаря применению новых технологий. А они тоже затратные. Потому и цена выше, – поясняет Андрей Белов, директор ТОО «Рапид».
Предприятие реализует полюбившийся многим «орешек». Чтобы его получить, используется метод грохочения. Сначала уголь добывают подземным способом, а затем его отправляют на специальные установки (грохот). Там происходит разделение на фракции: большую (50+ мм), среднюю (20+ мм, он же «орешек») и мелкую (0,20). Последнюю отправляют на переработку на энергетический или коксовый концентрат. Такой уголь покупают различные предприятия, например цементный завод в поселке Актау. В месяц ТОО «Рапид» добывает около 15 тысяч тонн. И лишь 10% от этого объема составляет «орешек».
Между тем, по информации управления промышленности и индустриально-инновационного развития, пункты продаж пополняются запасами ежедневно. Твердого топлива достаточно, чтобы удовлетворить спрос коммунально-бытового сектора. На формирование цен влияют разные факторы. И один из них – логистический.
– По Карагандинской области шубаркольский уголь в среднем стоит 19 тысяч тенге за тонну. К примеру, на данной точке в районе Пришахтинска – 14 750 тенге за тонну. Цена зависит в том числе от способа транспортировки и дальности. Если поднимается железнодорожный тариф, то это отражается на стоимости. Она будет выше и в том случае, когда уголь доставляется автотранспортом через большие расстояния. На сегодняшний день в запасе имеется 43 тысячи тонн, в том числе по Караганде – 17 тысяч. Никаких проблем с обеспечением нет, – заверил Ақдидар Рымбек, заместитель руководителя управления промышленности и индустриально-инновационного развития.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото Жангелдi Әбдіғалымова