Открытый диалог, сотрудничество и совместный поиск решений – на этих принципах строится работа департамента Агентства по защите и развитию конкуренции.
В условиях стремительных изменений рыночной среды чувствительность бизнеса к барьерам растет, а потому задача антимонопольного органа – не ограничиваться реакцией на уже произошедшие нарушения, а работать на упреждение, создавая условия для добросовестной и эффективной конкуренции.
– Довольно часто мы сталкиваемся с вопросом: чем занимается антимонопольный орган? – говорит заместитель руководителя областного департамента Агентства по защите и развитию конкуренции Асхат Жакин. – Нас нередко путают с коллегами из департамента по регулированию естественных монополий, а иногда и вовсе воспринимают как ценовой регулятор. Это распространенное заблуждение.
Он объяснил, что с момента обретения независимости Казахстаном была поставлена задача построения рыночной экономики. И добросовестная конкуренция в ней – один из ключевых элементов. В этой системе антимонопольный орган обеспечивает равные и прозрачные условия на рынке для всех участников. Он не управляет тарифами и не устанавливает цены, но вмешивается в тех случаях, когда фиксируются злоупотребления рыночной властью, сговор или создание искусственных барьеров.
– Деятельность территориального антимонопольного органа сосредоточена на двух основных направлениях: защите конкуренции и развитии конкурентной среды, – продолжил А. Жакин.
Это приоритетные функции, включающие оперативное реагирование на нарушения. Основные инструменты – антимонопольные расследования и уведомления. Что касается расследований, то в этом году департамент завершил пять: на рынках дорожного строительства, энергоснабжения, доступа к объектам недропользования и медицинских авиауслуг.
– Были выявлены антиконкурентные соглашения, создание барьеров на товарном рынке и установление монопольно высоких цен. По итогам вынесены предписания, составлены административные протоколы, материалы направлены в судебные органы. По ряду дел продолжаются судебные разбирательства, – рассказал Асхат Жакин.
Важнейший предупредительный инструмент в арсенале антимонопольного органа – уведомления. Этот механизм основан на принципах взаимодействия государства и бизнеса, заложенных в Предпринимательском кодексе РК, а именно – приоритетности предупредительных мер. В этом году антимонопольной службой Карагандинской области уже вынесено три уведомления: по фактам дискриминационных условий аренды, применения разных условий к равнозначным соглашениям в розничной торговле и ограничения доступа на рынок приборов учета воды.
– Эти уведомления дают субъектам рынка возможность самостоятельно устранить нарушения без применения государственных санкций. Бизнес должен воспринимать такие меры не как давление со стороны госоргана, а как сигнал для корректировки своей деятельности в рамках закона, – подчеркнул заместитель руководителя департамента.
В развитие конкурентной среды входят анализ состояния конкуренции, работа по либерализации экономики и взаимодействие с квазигосударственным сектором. Асхат Жакин говорит, что с начала этого года проведено семь анализов состояния конкуренции. Охвачены рынки социально значимых продовольственных товаров, энергетики, угля и охотничьих путевок.
Также в рамках Указа Главы государства Касым-Жомарта Токаева «О мерах по либерализации экономики» продолжается системная работа по снижению участия государства в конкурентных секторах: выдано 18 предписаний организациям квазигоссектора из-за несоответствия уставов требованиям законодательства.
– Это не про формальности. Это про снижение конкуренции, когда госпредприятия заходят на коммерческие рынки и вытесняют частных игроков. Корректировка уставов – конкретный шаг в сторону открытого рынка, – говорит специалист. – Кроме того, предложено передать в конкурентную среду более 25 организаций, включая предприятия в сферах теплоснабжения, ЖКХ, здравоохранения и спорта. Эта работа ведется во взаимодействии с Правительством РК и местными исполнительными органами.
А. Жакин считает, что строить работу надо на принципах законности, обоснованности и партнерства:
– Только совместными усилиями можно обеспечить честную конкуренцию и выстроить устойчивую, прозрачную рыночную экономику.
Наталья ФОМИНА
Коллаж «ИК»