Раннее утро! Спешившие на работу люди собираются на известной в городе Абай остановке со звучным названием «Кольцо». Именно отсюда многие абайцы, встречая трудовой день, уезжают на работу в Караганду. Чаще всего пассажиры здесь ожидают маршрут № 146. Чтобы оценить недавние нововведения в работе общественного транспорта, в частности пригородных маршрутов, корреспондент «ИК» отправляется в дорогу вместе с жителями моногорода. В действии рубрика «Проверено на себе».
Напомним, недавно автопарк №3 ввел новый порядок посадки и высадки пассажиров. Вход в автобусы пригородных маршрутов теперь осуществляется через переднюю, выход – через задние двери. Это новшество действует с 5 июня.
Автобус № 146 подъехал к остановке. Людской поток подхватил меня и, не успев опомниться, я оказался в автобусе. Почему-то через заднюю дверь. Хочу отметить, что несмотря на каникулы в автобусе было много детей школьного возраста. Сегодня в пригородных маршрутах дети ездят со скидкой в 50%, оплачивая за проезд 40 тенге.
Все друг друга знают
Позже, когда на конечной остановке я разговорился с водителем «моего» автобуса, понял, что жители Абая в том числе и дети довольно ответственно относятся к введенным правилам:
– Работаю на маршруте давно и всех своих пассажиров уже знаю в лицо. Часто они едут со мной в Караганду и потом возвращаются домой в Абай, – приветливо улыбаясь рассказывает водитель Рахымбай Даулетияров. – Я вижу, что люди в большинстве оплачивают проезд, кто картой, кто с телефона. Дети тоже платят, но им сложнее. Не всегда карту правильно прикладывают к валидатору. Хотелось бы чтобы другие пассажиры им по возможности помогали.
В целом водитель отмечает, что с введением электронной системы оплаты проезда, поток пассажиров стал более организованным и спокойным.
Открытым быть лучше
Однако, Рахымбай Даулетияров выразил недовольство новым порядком посадки и высадки пассажиров на пригородных маршрутах. В часы пик соблюдение этих правил стало для него сложной задачей:
– Множество людей толпятся у двери и ругаются. Водителям трудно успевать, ведь у нас интервал всего 13 минут. Приходиться ждать пока толпа пассажиров зайдет через переднюю дверь.
Водитель отметил, что нововведение неудобно, и предложил провести более тщательное тестирование работы общественного транспорта в системе электронного обилечивания. Попросил учитывать мнение водителей пригородных маршрутов, особенности работы в период пикового спроса. Он обратил внимание на то, что пожилым людям, инвалидам и мамам с колясками сложно следовать новым правилам:
– Коляски не влезают в переднюю дверь, приходится открывать заднюю, что приводит к неконтролируемому входу пассажиров. Старикам тоже сложно, не говоря уже об инвалидах. Например, на моем маршруте есть пассажиры, которые передвигаются благодаря ходункам. Представляете какого им приходится?! Когда открыты обе двери, такого ажиотажа все равно нет. Мужчины помогают мамочкам коляску занести. А с одной открытой дверью все скорее стараются сесть в автобус сами.
Нехитрая схема
На одной из остановок удалось поговорить с сотрудниками автопарка № 3, контролирующими городские маршруты, в работе которых в последнее время тоже есть изменения.
По словам контролеров, основная проблема в том, что после того, как дети с 1 мая начали ездить в автобусах бесплатно, многие из них просто перестали пользоваться картой, носить ее с собой. Это не позволяет автопаркам и акимату контролировать пассажиропоток и получать реальные цифры. А, именно от этих цифр зависит дальнейшее субсидирование перевозчиков.
Контролеры также рассказывают, что в автобусах встречаются и такие хитрецы, которые сканируя QR-коды, не оплачивают проезд. Тянут до последнего! Если контролер зашел в салон они тут же нажимают в приложении кнопку «Оплатить», не зашел – едут «зайцами». Это создает сложности при штрафовании таких пассажиров. Иной раз пассажиры говорят, что просто забыли оплатить, что также усложняет работу. Выписывание штрафов в таких случаях обычно заканчивается громким скандалом.
Чтобы понять мнение обычных жителей, удалось побеседовать и с пассажирами.
Виктория Осина – мама восьмилетней Арины говорит, что проблем с оплатой проезда в общественном транспорте у неё вообще не возникает. Хотя дочь в поездках она всегда сопровождает:
– В нашей семье двое школьников. Бесплатный проезд хорошо экономит наш бюджет! Теперь главное напоминать старшей дочери чтобы карту дома не забывала и прикладывала ее к валидатору. Не хочется быть неблагодарными, – уточняет женщина, – надо значит надо.
Еркебулан Адильбеков, студент колледжа, также поделился своим опытом использования карты для проезда. Он рассказал, что зарегистрировал карту в офисе ONAY! По его словам, использование карты также заметно снизило расходы на проезд в пригородных маршрутах.
Выводы после этой долгой и такой информативной поездки в автобусах напрашиваются сами. Плюсов после введения электронной системы проезда однозначно больше. Конечно решение некоторых сложностей требует времени. Хорошо бы если на проблемы, о которых высказывались и водитель 146 маршрута и многие контролеры, обратили внимание.
Онгарсын ТЛЕУТАЕВ
Фото автора