back to top
29.6 C
Алматы
Суббота, 21 июня, 2025
No menu items!
ДомойАктуальноИ снова домофоны: вопросы, связанные с их обслуживанием, до сих пор вызывают...

И снова домофоны: вопросы, связанные с их обслуживанием, до сих пор вызывают споры

Хотя разъяснения по этому поводу уже неоднократно звучали на уровне городских властей. В частности, подчеркивалось, что услуга не относится к коммунальным, а значит, и обязательной абонентской платы за нее не предусмотрено. Однако жильцы продолжают сталкиваться с настойчивыми требованиями об оплате со стороны отдельных сервисных компаний.

Кроме того, некоторые домофонные фирмы, находясь в конкурентной среде, ведут себя так, будто являются единственным поставщиком услуги, считая себя монополистом. Они отказываются расторгать договоры даже по желанию собственников и создают препятствия для перехода на обслуживание в другую компанию.

В редакцию «ИК» продолжают поступать обращения от жителей города и области. Люди делятся своими историями и просят разъяснений. Мы собрали несколько спорных ситуаций и обратились за комментарием в областной департамент торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК.

Новый владелец квартиры не хочет оплачивать домофон, установленный предыдущим хозяином

– С точки зрения законодательства, в частности статьи 383 Гражданского кодекса РК, договоры порождают обязательства только для сторон, их заключивших. Это значит, что если прежний собственник заключил договор с домофонной компанией, новый владелец квартиры не становится стороной этого договора автоматически, – объясняет главный специалист департамента Асель Сахариева.

Однако, по ее словам, часто бывают случаи, когда договор носит коллективный характер и связан с общим имуществом собственников жилья (как это предусмотрено в Законе РК «О жилищных отношениях», ст. 31 и 42). Если же трубка и обслуживание домофона – это индивидуальные услуги, то новый собственник имеет право отказаться от договора, так как не подписывал его и не выражал согласие на оказание услуги.

Что делать в такой ситуации: новый собственник имеет право направить письменное заявление в адрес домофонной компании с уведомлением о расторжении договора в одностороннем порядке (на основании ст. 401 ГК РК – прекращение обязательств). В случае отказа принять заявление или продолжения начислений, обратиться в суд или в областной департамент торговли и защиты прав потребителей с жалобой.

– Важно: компания не имеет права начислять пени лицу, не являющемуся стороной договора. Это будет незаконным взысканием, которое можно оспорить в судебном порядке, – говорит Асель  Сахариева.

Жильцы подъезда хотят сменить домофонную компанию, но действующая организация отказывается отпускать их

– Согласно Закону РК «О жилищных отношениях» (а именно ст. 42), все вопросы, касающиеся использования общего имущества, в том числе оборудования входных дверей, решаются на общем собрании собственников квартир. Если большинство жильцов подъезда проголосовало за смену обслуживающей компании, то они имеют право расторгнуть действующие договоры и заключить новые с любой другой организацией, которая предложит лучшие условия, – объясняет специалист.

Позиция текущей компании о невозможности расторжения не соответствует закону. Никто не может навязывать услуги, если жильцы в установленном порядке отказались от них. Алгоритм действий: провести собрание собственников квартир подъезда, оформить протокол с подписями. Уведомить компанию о расторжении договора с приложением протокола. Если откажут – обратиться с жалобой в вышеуказанный департамент или в прокуратуру.

– Независимость потребителя в выборе поставщика услуг закреплена в Законе РК «О защите прав потребителей» (ст. 6). Это право не может быть ограничено, – подчеркнула наша собеседница.

Собственница квартиры хочет установить трубку, а ей говорят о необходимости заплатить еще и за железную дверь, установленную соседями 10 лет назад

– Действительно, если в момент установки двери и домофона данная владелица не подписывала договор и не вносила оплату, то она не обязана платить домофонной компании. Сама компания не может взыскивать плату за дверь, если она уже получила ее от тех, кто заключал договор ранее. Это не обязанность нового собственника, а частный долг между соседями, если они посчитают, что оплатили и за него, – говорит Асель Сахариева.

Если компания требует деньги, ссылаясь на якобы неуплаченные средства за дверь и оборудование, то это требование можно считать необоснованным, если нет подтверждающих документов о том, что долг действительно существует. В соответствии со ст. 9 и 10 Закона РК «О защите прав потребителей», компания обязана предоставить информацию об условиях договора, стоимости услуг и расчетах. Собственница может запросить копии договора, актов приема-передачи и смет, если они хранятся в архиве компании. Если же документы отсутствуют, то взыскание невозможно, так как истек срок исковой давности (по Гражданскому кодексу – 3 года).

Обязательно ли платить за домофон? Это коммунальная служба? Могут ли начислять пени, штрафы или подать в суд?

– Домофонная компания не является коммунальной службой. Она оказывает дополнительные, необязательные услуги на основе добровольного договора. Это не тепло, не вода, не свет, – поясняет специалист. – Следовательно, нет обязательства по закону оплачивать услуги домофона без вашего добровольного согласия. Если договор не заключен или вы письменно отказываетесь от услуг, то начисление пеней и штрафов – незаконно.

Она объясняет, что домофон – это бытовая услуга, а не жизненно важная коммунальная. И его использование – добровольное решение жильца или собрания собственников квартир.

– Ранее Агентство по защите и развитию конкуренции РК совместно с Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК уже давали разъяснения по данному вопросу: домофон – это оборудование, которое жильцы используют для контроля доступа в подъезд. А значит, вопросы его установки, замены или технического обслуживания должны решаться сообща – всеми собственниками квартир в доме. Это закреплено в Правилах содержания общего имущества объекта кондоминиума, куда входит и домофон. И любые действия с ним – установка, ремонт, переход от одной формы оплаты к другой – должны обсуждаться и утверждаться на общем собрании жильцов, – говорит Асель Сахариева.

По закону, собственники жилья вправе сами решать, как именно платить за домофон – в виде ежемесячной абонентской платы или разово, например, при поломке. Такое решение тоже принимается на общем собрании. Более того, каждый год председатель ОСИ (объединения собственников имущества), доверенное лицо ПТ (простого товарищества) или управляющая компания (КСК) обязаны выносить на обсуждение вопрос: оставаться с прежней домофонной фирмой или сменить ее. Это правило распространяется на все сервисные услуги.

– Но на практике все выходит иначе. Хотя домофон – общее имущество, договоры почему-то заключаются индивидуально, с каждым жильцом в отдельности. В результате собственники платят по личным договорам, где указана ежемесячная абонплата, но при этом не получают в собственность сам прибор. Выходит, что оборудование жильцам не принадлежит, а платить за него приходится долго и дорого. При этом техническое обслуживание и установка домофона – это две разные услуги, и по закону на каждую из них должен быть отдельный договор. Его срок, к слову, не должен превышать одного года, – уточняет специалист.

Следить за соблюдением этих правил должна жилищная инспекция. Она имеет право выносить предписания, требовать устранения нарушений и даже составлять административные протоколы. А если при заключении договора домофонная компания нарушила права жильцов, например, включила в документ невыгодные условия, потребители могут требовать возмещения убытков, нанесенных фирмой в связи с использованием преимуществ своего положения. Если организация злоупотребляет своим положением (отказывается расторгать договор или мешает сменить компанию), это уже вопрос к Агентству по защите и развитию конкуренции РК. Такое поведение может быть расценено как нарушение антимонопольного законодательства.

Куда обращаться за помощью?

В областной департамент торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК или в суд (если компания продолжает начислять плату без оснований).

– Запрашивайте документы, подписывайте только тогда, когда понимаете, о чем идет речь, и знайте свои права. Если возникают сомнения – обращайтесь к специалистам. Любая бытовая услуга должна быть прозрачной, добровольной и четко прописанной в договоре, – советует Асель Сахариева.

 

Наталья Фомина

Коллаж Натальи РОМАНОВСКОЙ

Фото Александра МАРЧЕНКО и freepik.com

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

В памяти народной: областной совет ветеранов продолжает поддерживать пенсионеров региона

В год 80-летия Великой Победы хочется отметить многогранность работы областного совета ветеранов по защите интересов пожилых людей в решении социальных вопросов, касающихся медицинского обслуживания...

Поколение инноваторов поздравили в Караганде

За минувший учебный год школьники Карагандинской области завоевали 182 медали разного достоинства на международных и республиканских олимпиадах, чемпионатах, творческих конкурсах и состязаниях научных проектов....

Свежий номер за 21 июня 2025 года

Скачать файл

Дачники попросили акима Караганды помочь решить коммунальные проблемы

На днях глава областного центра Мейрам Кожухов собрал в акимате представителей дачных сообществ, чтобы обсудить вопросы, волнующие владельцев земельных участков. По данным акимата города, диалог...

Карагандинские специалисты будут котироваться в любой стране

Казахстанские колледжи начали работу по внедрению международных образовательных стандартов. Интернационализация учебных заведений проводится в рамках Года рабочих профессий. В список вошли и организации технического...