В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ, необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами.
Фото:total.kz
– Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг – повысить предельные розничные цены, в частности: на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 – в зависимости от региона – до 205 тенге за литр. При этом рост составит 11%; а цена на дизель – 295 тенге за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230-260 тенге. В среднем рост – 20%, – поясняет Болат Акчулаков.
Соответствующий проект приказа будет опубликован, – сообщил министр энергетики.
Министр энергетики РК озвучил меры регулирования цен на ГСМ в Казахстане для снижения дефицита топлива.
Были предприняты следующие действия:
– введен запрет на вывоз ГСМ железнодорожным и автомобильным транспортом;
– приняты законодательные нормы, обязывающие ресурсодержателей продавать ГСМ напрямую заправочным станциям;
– устранены непродуктивные посредники при поставках нефти и реализации нефтепродуктов.
Кроме того, для снижения дефицита в августе прошлого года в Казахстане был введен механизм дифференцированных цен (для иностранцев – 450 тенге/литр) и лимит заправки (не более 300 литров в день).
– Однако «теневой экспорт» всегда находит возможности для обхода ограничительных мер. Каждый раз мы вынуждены в срочном порядке закупать дорогое импортное топливо, чтобы не допустить нехватки, – отметил министр энергетики РК Болат Акчулаков.
По словам главы Министерства энергетики РК пошел резкий рост розничных цен в соседних странах и, как следствие, уже осенью, несмотря на увеличение производства дизельного топлива, мы снова столкнулись с его острой нехваткой.
В этом году диспаритет цен сохраняется. Как итог, в марте текущего года мы видим рост потребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15%.
В такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно «утекать» в другие страны в еще больших объёмах. Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тысяч тонн.
Если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас наши НПЗ работают на пределе своих возможностей. В ближайшие 6 лет существенно увеличить производство дизтоплива физически невозможно (до расширения Шымкентского НПЗ).
Таким образом, Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам, – подчеркнул министр энергетики Болат Акчулаков.