В Казахстане проводится большая работа по поиску нереабилитированных казахстанцев, пострадавших от репрессий в 1920-1950 годы. Среди них тысячи человек, участвовавших в «голодных» выступлениях и восстаниях, впоследствии расстрелянных, осужденных, обреченных на высылку.
Выявление и реабилитация невинно осужденных – задача Госкомиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в одну из рабочих групп которой вошел кандидат исторических наук, профессор Жезказганского университета Турганбек Алланиязов.
Общеизвестные цифры: в Казахстане за 1920-1950 годы репрессировано более 100 тысяч человек, из них 25 тысяч расстреляно. Общее количество жертв политических репрессий в Жезказганском регионе до сих пор неизвестно, как, собственно, и в других областях и регионах страны.
В конце 2020 года Указом Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева была создана Государственная комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий 1920-1950 годов. В ее рамках действуют 11 рабочих групп – по заключенным лагерей ГУЛАГА, восстаниям, кулакам, баям, беженцам, переселенцам, военнопленным из Туркестанского легиона, репрессированным алашордынцам, деятелям культа – муллам и священникам и др.
– Меня пригласили для работы в группу по восстаниям, – рассказал Турганбек Алланиязов. – По имеющимся подсчетам, с 1929-го по 1931 год на территории Казахстана прошло 372 восстания, репрессировано около 78 тысяч человек. Кого-то расстреляли, кого-то отправили на разные сроки в концлагерь, кого-то выслали. Мы занимаемся поиском тех, кого не реабилитировали. Также в задачу группы входят выявление и историко-правовая оценка постановлений, решений, указов партии и правительства, а также решений, приказов карательных органов, явившихся основанием для подавления вооруженных выступлений и репрессий в отношении их участников; выявление групп репрессированных участников вооруженных выступлений; формулирование выводов и предложений по разработке законопроектов для полной юридической и политической реабилитации жертв данной категории.
Он уточнил, что первые процессы реабилитации проходили с 1958-го по 1995 год. В 1989 году согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР были реабилитированы тысячи репрессированных, в том числе участников повстанческих движений. Но реабилитировали не всех, так как часть повстанцев принимала активное участие в убийствах советских, партийных, государственных деятелей, мирных граждан в процессе захвата поселков.
– Я работал в спецгосархивах КНБ РК, департаментов полиции Караганды, Алматы, Кызылорды, – отметил профессор. – Списки нереабилитированных передаю на решение Госкомиссии. За полтора года работы удалось найти около сотни нереабилитированных, а их тысячи.
По теме ГУЛАГа, крестьянских восстаний Т. Алланиязов работает уже более 30 лет, написал 25 монографий, 4 из них посвящены восстаниям в 1929-1931 годы. В процессе работы выяснилось, что комиссия Верховного Совета КазССР все 372 народных выступления, прошедших с 1929-го по 1931 год, обозначила как вооруженные восстания.
– Выступлений было действительно много, – сказал профессор. – Они были как мирные, так и нет. Я и сам долгое время считал все выступления вооруженными восстаниями. Но когда занялся этой темой серьезно, насчитал всего 25.
Остальные 337 выступлений были другого характера: в 1930-1932 годы во время большого голода отчаявшиеся люди грабили кооперативы, семенные фонды, нападали на склады, обозы, которые везли мясо, хлеб и другие продукты питания.
По данным комиссии Верховного Совета КазССР, в вышеуказанных 372 выступлениях приняли участие более 78 тысяч человек. Около 5,5 тысячи были расстреляны, остальным дали разные сроки заключения или выслали за пределы мест проживания либо вовсе с территории Казахстана. Такая высылка практиковалась и ранее, когда конфисковывали имущество баев-феодалов, а их с семьями изгоняли из родных мест.
Конкретные цифры участников восстаний ранее были недоступны для ученых. В прошлом году спецгосархив КНБ рассекретил ряд дел для Госкомиссии, некоторые документы можно читать, использовать в своих монографиях и статьях, но часть из них все еще под грифом «секретно».
Важно, что в этих делах есть списки участников, кто-то из них реабилитирован, но кто, где и когда – неизвестно. Часто исследователи пользуются базой данных российского «Мемориала», который содержит архивные данные по почти 4 млн репрессированных. Но 78 тысяч человек проверить очень сложно, ведь и в «Мемориале» есть неуточненные данные.
Были и такие случаи, когда возглавлявший восстание человек был реабилитирован, а остальные его участники – нет.
– Есть такой случай для примера. Главаря, активного участника одного из бунтов в Каракалпакии реабилитировали, потому что его дочь была заслуженной писательницей, а зять – президентом Каракалпакского филиала АН Узбекистана. В 1989 году подали на реабилитацию отца и тестя и получили положительное решение. Об этом прямо говорится в справке архива. А как быть с остальными 50 или 60 человек? Они до сих пор не реабилитированы. Такая работа – основная задача рабочей группы Госкомиссии по реабилитации участников повстанческих движений. Помимо этого, планируется публикация ряда научных статей как в Казахстане, так и в Российской Федерации.
«История вооруженных выступлений и повстанческих движений 1929-1931 годов в Казахстане в новейшей литературе» за авторством Турганбека Алланиязова уже вышла в 2022 году в первом номере журнала «Исторический курьер» г. Новосибирска.
– Многие восстания описаны в виде статей на нескольких страницах, а каждое из них заслуживает целой книги, – говорит Турганбек Каипназарович. – Я уже написал 4 монографии по восстаниям. Хотел бы отметить, что та информация, которую изучил и наработал за более чем 30 лет исследований, была представлена руководству нашей рабочей группы для включения в готовящийся к выпуску сборник документов о восстаниях 1921-го и 1929-1931 годов в Казахстане.
Юлия ПУЛИНА
г. Жезказган