Громкие заявления антипрививочников – одна из главных причин недоверия к вакцинам. Особенно много сомнений, когда власти призывают с помощью прививки от Covid защитить детей и беременных. Зачем носить маски, как влияют действующие вакцины на репродуктивную систему человека и на другие вопросы жезказганцев ответили в прямом эфире известные ученые, доктора медицинских наук Алмаз Шарманов и Вячеслав Локшин.
В соцсетях антипрививочники подвергают сомнению безопасность и эффективность вакцин, убеждая отказаться от них. Многие люди объясняют недоверие к вакцинам тем, что их знакомые заболели после прививки. На примере гриппа профессор, доктор медицинских наук, академик Национальной академии наук РК, президент Международной академии репродуктологии Вячеслав Локшин пояснил, что этот вирус мутирует ежегодно. И каждый год вакцину пытаются подстроить под новый тип, но не всегда удачно. Коронавирус тоже меняется.
– Когда появился уханьский вирус, мы думали, что молодые и беременные легко переносят инфекцию, я сам об этом говорил. Оказалось, не совсем так, – отметил профессор Локшин. – Пришла «дельта», и мы увидели катастрофический рост серьезных осложнений: преждевременные роды, мертворождение, замершая беременность. В прошлом году материнская смертность в Казахстане выросла почти в три раза.
У всех заболевание протекает по-разному, но очень сложно помочь беременной пациентке в тяжелом состоянии, особенно, если она попадает в реанимационное отделение.
Сегодня есть около 2000 публикаций ученых из Китая, Италии, Франции, США, которые показывают, что риск материнской смертности у беременных в 22 раза выше по сравнению с небеременными женщинами того же возраста. Поэтому вакцинироваться нужно на этапе планирования беременности.
Что касается вакцинации детей, действительно, они меньше болеют и чаще могут передавать инфекцию взрослым, чем наоборот. Вместе с тем у около 20-25% заболевших могут быть серьезные нарушения после перенесенной болезни – это васкулит, синдром Кавасаки. Особенно это было выражено при заражении «дельта»-штаммом.
Когда кто-то говорит, что вакцины влияют на репродуктивную систему, это обман, подчеркнул Вячеслав Локшин. Вакцина не может вызвать бесплодие ни у мужчин, ни у женщин. Она вызывает выработку антител к вирусу, а не к ткани яичника или яичка.
– Есть данные по мужчинам, переболевшим коронавирусом, когда их показатели спермограммы опускались до нуля, – сообщил он. – Хорошо, что сперматозоиды через 180 дней имеют возможность восстанавливаться, но мы не знаем, насколько качественными они становятся. То есть существует еще много открытых вопросов.
По данным ВОЗ, из 7 млрд населения планеты более 4 млрд человек на сегодня получили вакцины от Covid-19, использовано порядка 9 млрд доз вакцины (имеются в виду обе дозы). Все больше и больше врачи и ученые убеждаются в эффективности вакцин.
Вакцины прошли все 4 фазы клинических исследований в полном объеме. Все данные опубликованы в самых известных научных журналах. А использование 9 млрд доз – это действительно колоссальное пострегистрационное исследование, которое никто опровергнуть уже не сможет.
Вместе с тем даже после вакцинации или перенесенной болезни количество антител к ковиду постепенно снижается. Спустя 6-7 месяцев необходима поддержка, подстегивание через вакцину иммунной защиты против вируса.
Когда говорят, что все мы умрем от вакцины, это бред, отметил он. В Казахстане вакцинировалось более 9 млн человек. Недавно министр здравоохранения приводил следующий пример: смертность вакцинированных примерно в 100 раз меньше, чем тех, кто не привился.
Часто задают вопрос, почему государство заставляет сделать прививку? Вячеслав Локшин напомнил, что в западных странах прививка обязательна, особенно для пожилых людей, потому что возрастных пациентов гораздо сложнее спасти и затраты на спасение жизни человека гораздо выше, чем стоимость вакцины. Лечение одного ковидного пациента в больнице с легкой и средней степенью тяжести составляет порядка 500 тысяч тенге. В тяжелых случаях, когда человек попадает в реанимацию, – 1-1,2 млн тенге. Стоимость же вакцины – около 20-30 долларов.
Вакцинация противопоказана только при остро протекающем заболевании. Можно делать прививку аллергикам, онкологическим больным, нет противопоказаний для тех, кто страдает аутоиммунными и сердечно-сосудистыми заболеваниями, наоборот, нужно привиться, чтобы защитить себя от осложнений.
«Омикрон» – это чрезвычайно заразный коронавирус в отличие от других известных штаммов. Хорошая новость в том, что он менее болезнетворный, отметил известный ученый, профессор, доктор медицинских наук, президент Академии профилактической медицины Алмаз Шарманов, уроженец Жезказган-Улытауского региона. Но успокаиваться не стоит, ведь численность госпитализированных может оказаться чрезвычайно высокой и создать серьезную нагрузку на систему здравоохранения.
– Призываю соблюдать меры предосторожности – носить маску, соблюдать дистанцию, избегать людных мест, пока не пройдет пик эпидемии. Созданные вакцины – единственный путь защиты от тяжелого протекания болезни.
По мнению Алмаза Шарманова, вспышка «омикрона» проходит легче, потому что большинство жителей Земли уже привиты.
– Есть альтернатива – не вакцинироваться, а переболеть и приобрести коллективный иммунитет. Но тогда количество смертельных случаев будет увеличено в разы, не говоря о других проблемах. Если врачи и медсестры заболеют, кто окажет помощь? – задал вопрос Алмаз Шарманов. – Противники вакцинации существуют везде, это их решение, но нас как профессионалов это разочаровывает.
Благодаря всеобщей вакцинации пандемия быстрее закончится, и мы сможем вернуться к обычной жизни, резюмировал он.
Юлия ПУЛИНА
г. Жезказган