Разъяснили требования Нового экологического кодекса

2387

Крупные предприятия будут обязаны проходить оценку воздействия на окружающую среду. Также будет применяться автоматизированная система мониторинга выбросов – эти и другие новшества предусмотрены в новом Экологическом кодексе РК.

Иллюстративное фото: https://rlst.org.by

Известно, что законодательный акт вступил в силу еще летом – 1 июля. С тех пор в свод законов неоднократно вносились изменения. Как отметил заместитель руководителя департамента экологии по Карагандинской области Дархан Исжанов на брифинге в прямом эфире, один из самых важных аспектов кодекса – принцип «Загрязнитель платит и устраняет». Похожая практика существовала в Казахстане и ранее, вредитель экологии должен был возместить ущерб прямыми и косвенными методами, однако она оказалась неэффективной. В настоящее время принцип пересмотрели и внедрили новый подход, который плодотворно действует во многих передовых странах Европы. В частности, в кодексе предусмотрены такие меры, как внедрение наилучших доступных технологий (НДТ), ужесточение мер при нарушении экологического законодательства и не только.

Принцип «Загрязнитель платит и устраняет» впервые придумали европейские эксперты по экологии в 1972 году. Практически сразу после его введения страны Евросоюза включили принцип в первые программы по охране окружающей среды. Государство должно создавать такие условия, при которых природопользователям выгоднее принять меры по недопущению негативного воздействия на окружающую среду, чем платить экологические штрафы.

– Предусмотрен переход предприятий на комплексные экологические разрешения объектов I категории с условием внедрения НДТ. Это эффективный способ, при котором промышленность сможет работать с минимальным вредом для окружающей среды. Переход на НДТ предлагается сделать поэтапным. Предприятие внедряет новый принцип в течение десяти лет. В этот период они будут освобождены от налогов или так называемых эмиссий, и эти средства направят на внедрение НДТ, а в случае если предприятие не переходит на него, то ставки на эмиссии значительно будут расти. С 2025 года они вырастут в два раза, с 2028-го – в четыре раза, а с 2031-го – в восемь раз, – рассказал Д. Исжанов.

На первом этапе планируется переход на НДТ 50 крупнейших предприятий республики нефтегазовой, горно-металлургической, химической и электроэнергетической отраслей, на которые приходятся 80 процентов загрязнений. Предприятия будут подвергаться внезапным проверкам, а также экспертной оценке применяемых ими технологий и их воздействия на окружающую среду. Этой работой займется бюро НДТ – организация Министерства экологии, которая обеспечит проведение комплексного экологического, технического аудита и разработку справочников по НДТ.

–  В кодексе, кроме того, предусмотрены требования о прохождении оценки воздействия на окружающую среду крупных предприятий I категории, участие общественности во всех четырех стадиях этой проверки. Организовать слушания о вредном воздействии предлагается еще до того, как предприятию выделят земельный участок, а не после его выделения, как раньше. Это позволит учесть все риски и мнение общественности, – поделился заместитель руководителя департамента экологии.

Кроме того, он остановился на необходимости расходовать средства из бюджета, поступившие из платежей за эмиссию, на природоохранные мероприятия. Ранее такой подход не был обязательным по законодательству, и это привело к тому, что лишь 45 процентов поступающих средств местные исполнительные органы распределяют на охрану окружающей среды. Текущая ситуация с экологическими платежами и их расходованием неоднократно подвергалась критике со стороны международных экспертов. По новому кодексу с 2022 года акиматы обязаны финансировать природоохранные мероприятия за счет поступающих экологических платежей в полном объеме. В Карагандинской области в 2019 году в бюджет за эмиссию в окружающую среду поступило 16 млрд тенге, в 2020-м – более 18 млрд тенге.

– Природопользователи систематически нарушают экологическое законодательство: им экономически невыгодно принимать меры, чтобы не допустить загрязнения среды. А крупные предприятия не всегда заинтересованы вкладывать средства в модернизацию производства. Согласно новому кодексу, причинившее экологический ущерб среде предприятие обязано его возместить. В документе предусмотрены нормы по ужесточению административной ответственности, увеличению сроков давности для привлечения к ней от 1 года до 3 лет, потому что многие нарушители остаются безнаказанными, – продолжил Дархан Исжанов.

Помимо этого, обязательной станет автоматизированная система мониторинга выбросов с передачей данных в уполномоченный орган в онлайн-режиме. Это повысит уровень прозрачности деятельности предприятий, обеспечит объективность данных и своевременное реагирование на нарушения.

Сымбат АКИМХАНОВА