Экономические и социальные преобразования и достижения Казахстана за время независимости.
Начало 90-х годов прошлого столетия ознаменовалось экономическим коллапсом для нашей республики. Ее экономика, бывшая частью гигантской интегрированной экономики Советского Союза, внезапно оказалась в состоянии свободного падения. Беспрецедентный разрыв устоявшихся хозяйственных связей между предприятиями бывшего СССР пагубно отразился на социально-экономическом положении республики. Львиная доля предприятий обрабатывающей промышленности была сконцентрирована на западной территории СССР (Прибалтика, Украина, РСФСР, Белоруссия). Казахстан оставался сырьевым придатком бывшего СССР и основным поставщиком природных ресурсов для предприятий обрабатывающей промышленности. Кроме того, в трансформационный период Казахстан находился в рублевой зоне. Денежно-кредитная политика на экономическом пространстве страны проводилась Центральным банком Российской Федерации. Она не принесла ожидаемых результатов ввиду отсутствия рычагов обеспечения денежного баланса. Следствием этого стала высокая инфляция.
Как следствие, первая половина 90-х годов стала для республики временем напряженного поиска и трудных решений. К 1994 году промышленный спад достиг 28%. 130 крупных предприятий прекратили свою работу. С 1991-го по 1995 год количество безработных достигло 2 миллионов человек. Падение производства, задержки зарплат и пенсий имели самые тяжелые социальные последствия. Цены росли на 50% в месяц. Годовая инфляция превысила 2000%. Регулярно возникали перебои с подачей электричества, тепла, газа.
В сложившихся условиях срочно нужно было переходить на рыночные рельсы. По сути, после распада СССР речь шла о построении совершенно новой экономической модели и системы, основанной на принципах рыночной экономики.
В |
1993 году была принята Национальная программа разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы. Был создан Национальный банк РК. Указом Президента РК от 15 ноября 1993 года введен в обращение тенге – национальная валюта РК. Введение в обращение тенге позволило республике сделать первые шаги, необходимые для построения национальной рыночной экономики. Разработка национальной валюты позволила Национальному банку и Правительству РК проводить самостоятельную и денежно-кредитную политику. Была прекращена выдача кредитов на покрытие бюджетного дефицита и директивных кредитов. Функции кредитования экономики полностью были переданы банкам второго уровня. Национальный банк стал решать свою основную задачу – устойчивость национальной валюты, т.е. обеспечение низких темпов инфляции и стабильность курса. Кроме того, он начал выпускать собственные ценные бумаги (краткосрочные ноты), проводить операции на открытом рынке и выдавать кредиты. Национальный банк стал независим в своей деятельности и подотчетен только Президенту РК.
Переломным моментом в новейшей истории Казахстана стал 1995 год. 30 августа на республиканском референдуме была принята действующая Конституция РК. Основной Закон закрепил все необходимые атрибуты современной казахстанской государственности. Это новая система государственных органов, общепризнанные права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, принципы парламентаризма, многопартийности и других институтов гражданского общества, социально ориентированная рыночная экономика и многообразие форм собственности, правосудие, конституционный контроль, местное самоуправление, территориальная целостность и неприкосновенность государственных границ, действующее право, суверенитет, государственный язык и символы.
Одним из главных новшеств действующей Конституции явилось учреждение органа конституционного контроля – Конституционного совета. За прошедшие годы он стал надежным инструментом поддержания режима конституционной законности в стране.
Требования времени резонно приводили к необходимости модернизировать Основной Закон. Так, изменения в Конституцию РК были внесены в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годах. Изменения коснулись процессуальных вопросов – функций и полномочий Президента, Парламента, придания политического веса такому важному для страны институту, как Ассамблея народа Казахстана, изменение роли Совета безопасности. Поправки последних лет существенно сократили полномочия Главы государства в пользу Правительства и Парламента, одновременно расширяя компетенции Конституционного совета. Перераспределение полномочий между уровнями государственного управления было направлено на усиление возможностей на местах, укрепление их самостоятельности и ответственности за состояние дел. Кроме того, многие функции передаются в конкурентную среду, расширяются формы государственно-частного партнерства. Мы постепенно движемся в сторону создания эффективного и комплектного государственного аппарата.
В середине 90-х годов в республике была принята комплексная антикризисная Программа по макроэкономической стабилизации. Основной упор в ней был сделан на создание конкурентной среды и ограничение монополистической деятельности, регулирование цен на услуги естественных монополистов. Были введены меры по упорядочению внешнеторговых и валютных операций, экспорта и импорта капитала. В эти годы были проведены реформы пенсионной системы и жилищно-коммунального хозяйства.
Комплексная модернизация экономики и общества позволила Казахстану избежать катастрофы, которой грозили последствия распада СССР, и создать во второй половине 90-х годов принципиально иную, открытую экономическую систему, функционирующую на основе законов свободного рынка. Как следствие, к началу 1996 года экономика показала пусть и не существенный, но все же позитивный рост ВВП в 0,5%.
В |
1997 году Главой государства была объявлена Стратегия «Казахстан-2030». В ней в виде конкретной программы были представлены видение и приоритеты развития республики на десятилетия вперед. РК стала первой постсоветской страной, принявшей такую комплексную и масштабную стратегию. В год, когда Стратегию «Казахстан-2030» одобрили, разразился азиатский финансовый кризис. Это придало ей дополнительную ценность, превратив в эффективный антикризисный инструмент. Кстати, в данный же период крупным успехом Казахстана стало создание новой столицы – Астаны (ныне Нур-Султан). 10 декабря 1997 года здесь начали работу Президент, Парламент и Правительство, что де-факто завершило перенос главного города страны. На сегодня Нур-Султан стал визитной карточкой суверенного Казахстана, который задает тон и темп жизни всей республике. Перенос столицы явился знаменательным событием, определившим весь ход развития страны в период независимости.
В 1995-1998 годы страной был взят курс на жесткую монетарную политику. Он был использован в качестве приоритетной меры по стабилизации экономики. В республике стала проводиться последовательная жесткая денежно-кредитная и бюджетная политика. Это позволило снизить инфляцию с уровня 2200% в 1993-м до 7,3% в 1998 году.
В целом система мер по макроэкономической стабилизации экономики и последовательные рыночные реформы, наложенные на благоприятные внешнеэкономические факторы, позволили Казахстану в конце 90-х – начале 2000-х годов сформировать основы рыночной экономики. Это привело к радикальной смене социально-экономической системы. Международные финансовые центры признали Казахстан страной рыночной экономики.
Однако мировой и российский финансовый кризис 1998-1999 годов оказал негативное влияние на поступательное развитие экономики республики. Вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на экспортируемые республикой товары, а также сокращения внешнего спроса на казахстанскую продукцию в 1999 году было отмечено снижение ВВП страны.
Н |
ачало XXI века стало временем быстрого восхождения казахстанской экономики. В 2001 году был учрежден Национальный фонд, ставший эффективным институтом защиты от внешнеэкономических рисков и важным механизмом накопления средств для будущих поколений. Кроме того, 2001 год был объявлен Годом автомобильных дорог. Было построено и отремонтировано 32 тысячи километров дорог – а это 30% всех дорог Казахстана. Стали появляться дороги нового поколения. Началось строительство грандиозной Трансевразийской магистрали «Западная Европа – Западный Китай» стоимостью 3,4 миллиарда долларов. Возведены важные железнодорожные ветки, позволившие создать целостную национальную сеть железных дорог. Именно поэтому были диверсифицированы авиационные перевозки. Реконструированы почти все аэропорты областных центров, морской порт на Каспии. Так были заложены основы казахстанской транспортной стратегии на годы вперед.
Развитая транспортная инфраструктура открыла перед казахстанцами дополнительные возможности по расширению выбора в получении образования, качественных медицинских услуг, а перед бизнесом – дополнительных возможностей территориального расширения, интеграции в международное сообщество, повышения своей конкурентоспособности.
Наконец, создание в 2001 году Банка развития Казахстана стало важным шагом на пути к диверсификации экономики, постепенному отходу ее от сырьевой зависимости, к развитию обрабатывающего сектора. При Президенте РК был создан Совет предпринимателей, призванный способствовать развитию отечественного бизнеса.
П |
о итогам 2002 года Казахстан вошел в число наиболее развивающихся государств мира. Причем по всем векторам – от экономики до социальной сферы. Начал действовать Закон РК «О государственной адресной социальной помощи», аналогов которому среди стран СНГ на тот момент не было. Указом Главы государства был учрежден новый для РК институт омбудсмена – уполномоченного по правам человека.
В 2003 году был дан старт двум крупным государственным программам. Были приняты Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы и Программа развития сельских территорий до 2010 года. Кроме того, ранее была утверждена Государственная агропромышленная программа на 2003-2005 годы, и на этот же период времени поставлена задача по возрождению аула.
Как следствие, в течение 2000-2005 годов Казахстан стал поддерживать высокие темпы экономического роста; темпы прироста ВВП составили 9-11% в год. В результате проведения успешных реформ в стране удалось не только решить ряд сложных проблем, но и придать мощный импульс развитию экономики. Был устранен бюджетный кризис, заработал реальный сектор. Это дало мультипликативный эффект во всех сферах социально-экономической жизни государства. Стали реализовываться меры по обеспечению устойчивости финансовой и налогово-бюджетной систем. Были приняты законы о финансовом лизинге, строительных сбережениях, об ипотечном кредитовании, о страховой деятельности, Налоговый, Земельный, Лесной и Водный кодексы. В соответствии с Законом РК «О валютном регулировании и валютном контроле» с 1 января 2007 года были отменены лицензирование операций, связанных с движением капитала, прямые валютные ограничения.
Основным внешним фактором, способствовавшим росту национальной экономики, явилось улучшение конъюнктуры мирового рынка для основных экспортных товаров Казахстана. В качестве внутренних факторов, оказавших позитивное влияние на темпы экономического роста, выступили устойчивая политическая обстановка в стране, макроэкономическая стабильность, увеличение внутреннего спроса в результате повышения уровня жизни населения и благоприятный инвестиционный климат.
В результате проведенных социально-экономических преобразований в 2000-2008 годы экономика Казахстана восстановила свой потенциал. По большинству показателей республика опережала новые независимые государства, а по объему иностранных инвестиций и темпам роста ВВП вошла в число мировых лидеров. Так, к концу 2008 года размер ВВП на душу населения вырос, по сравнению с 2000 годом, почти в 7 раз. Реальный ВВП увеличился вдвое. Золотовалютные резервы, включая активы Национального фонда страны, на конец 2008 года достигли 46,7 миллиарда долларов, увеличившись, по сравнению с 2000 годом, в 22 раза. Кредитование экономики банками за период с 2000-го по 2008 год возросло в 27 раз. Депозиты в банковской системе за это же время выросли в 23 раза, в том числе депозиты населения – в 16 раз.
Как известно, в конце первого десятилетия нового столетия грянул мировой кризис, первая волна которого и закрытие внешних источников кредитования привели к замедлению темпов роста экономики. За 2008 год цена нефти снизилась почти в 4 раза, на металлы – вдвое. Рост ВВП составил только 3,3%.
В |
этот период Н.А. Назарбаев стал одним из лидеров, сумевших глубоко вникнуть в суть происходящих процессов, определить скрытые причины кризисных явлений. Он выявил системный характер кризиса, рассмотрел его цивилизационные основы и выступил с конкретными предложениями о путях преодоления глобальной нестабильности в своих статьях «Ключи от кризиса» и «Пятый путь».
К 2010 году планировалось увеличить ВВП республики вдвое по сравнению с 2000 годом. Однако начавшийся в США ипотечный кризис, обрушивший биржу и экономику всего мира, остановил этот рост. Вместе с тем, благодаря решительной антикризисной политике и глубокой рыночной трансформации, Казахстан с минимальными потерями преодолел последствия мирового кризиса.
Надежной опорой государства при преодолении последствий азиатского кризиса 1997-1998 годов и мирового финансового экономического кризиса 2008-2009 годов явилась нефтегазовая отрасль. Не зря на начальном этапе преобразований модель развития экономики Казахстана основывалась на высоких темпах освоения месторождений нефти и газа. Определенную роль сыграло принятие Государственной программы освоения нефтегазовых месторождений на казахстанском участке Каспийского моря.
Наиболее существенный в процентном отношении прирост добычи черного золота в течение первых двух десятилетий независимости Казахстана способствовал расширению геостратегического влияния страны. Интенсивный приток инвестиций в освоение нефтегазовых месторождений в 1991-2010 годы имел чрезвычайное значение для укрепления независимости республики в период после 1991 года, а также привел к мощному подъему ТЭК и горно-металлургической отрасли, обеспечивших стабильность и последующий рост национальной экономики. Именно благодаря минерально-сырьевым ресурсам мы создали серьезную платформу для относительно безболезненного преодоления череды кризисов нулевых – десятых годов, когда рушились транснациональные корпорации и целые государства откатывались в развитии на десятки лет. В то же время мировой кризис выявил острейшую необходимость диверсификации национальной экономики.
Рашит КАРЕНОВ,
доктор экономических наук, академик,
почетный работник образования РК
(Продолжение следует)