Помимо трудоустройства, молодежи требуется помощь в социализации и самореализации

2098

Завышенные ожидания, нежелание работать на производстве, а также иждивенческие настроения – одни из причин низкого трудоустройства среди жителей области в возрасте 20-28 лет.

Эти проблемы обсудили на очередном Совете по делам молодежи на площадке ZOOM.

Заседание состоялось под руководством акима Карагандинской области Жениса Касымбека. В нем приняли участие руководители управления по делам молодежной политики, акимы городов и районов, представители различных общественных организаций и другие.

По словам главы региона, несмотря на то, что предпринимаются различные меры содействия в трудоустройстве молодежи, реализуются государственные программы поддержки, выдаются гранты на открытие собственного дела, этого все равно недостаточно.

– Уровень безработицы среди молодежи не только у нас, но и по всему миру составляет значительную долю из общего количества незанятых, – сказал он. – Причины низкого трудоустройства разные. Выпускники колледжей и университетов сталкиваются с различными проблемами – то профессия недостаточно востребованная, то работодатели не хотят брать молодых специалистов без опыта. Также у самих соискателей не всегда точное представление о ситуации на рынке труда, они идеализируют будущее место работы. Отмечается и низкая информированность о мерах государственной поддержки.

Поддержка востребованных профессий

Какие меры предпринимаются по трудоустройству и занятости молодежи, рассказала руководитель управления координации занятости и социальных программ Асем Джунуспекова.

Так, по ее словам, участниками Госпрограммы «Еңбек» стали 12 тысяч человек из числа молодежи. Из них 335 обучились на краткосрочных курсах, около 700 прошли техническое и профессиональное обучение, свыше 500 освоили основы предпринимательства в рамках «Бастау бизнес», свыше 150 получили микрокредиты, около 340 стали обладателями грантов, порядка тысячи трудоустроены на молодежную практику и около трех тысяч направлены на общественные работы.

Больше всего молодых людей прошли краткосрочные курсы в Караганде, чуть меньше в Темиртау. Самыми востребованными оказались веб-мастера, веб-дизайнеры, программисты со знанием «1С», парикмахеры и бухгалтеры. И только по одному человеку выбрали специальности машиниста крана и менеджера по госзакупкам, двое пожелали стать электромонтерами.

Меньше всего воспользовались возможностями господдержки в Улытауском и Шетском районах. Там за счет государства только несколько человек смогли получить навыки слесаря-сантехника и швеи.

В этом году гранты на реализацию бизнес-идей получили 343 человека. Из них 65 – жители Жезказгана. В основном деньгами поддержали тех, кто предложил заняться животноводством, а также открыть ателье, салон красоты, кондитерскую.

Меньше всего грантов выделили в Каркаралинском районе. Причем из пяти получателей только двое мечтали стать фермерами. Остальные захотели проявить себя в сфере обслуживания.

Однако у участников заседания совета возникли вопросы, почему безвозмездное финансирование получают те, кто работает в сфере услуг. Ведь есть более востребованные проекты.

Так, например, Виктория Пак, основательница предприятия по пошиву одежды и униформы, пожаловалась на то, что им не дали грант, хотя они подавали заявки.

– Основная часть наших сотрудников – выпускники колледжей, их 80 процентов, – пояснила она. – Мы тоже участвовали, но даже не смогли ознакомиться со списком победителей. Хочется, чтобы такие предприятия, как наше, все-таки поддерживали, потому что мы проявляем инициативу, привлекаем молодежь, переучиваем за свой счет.

Аким области пообещал лично приехать на это предприятие, посмотреть материально-техническую базу и объемы работ. После этого уже можно будет обсудить перспективы сотрудничества в качестве учебного центра либо участия в проекте на получение гранта.

Кроме того, Женис Касымбек поддержал инициативу участников заседания о том, что впредь распределение государственных грантов необходимо проводить в онлайн-формате, причем с полной информацией о претенденте и его бизнес-идее.

Участники заседания потребовали предоставить статистические данные – сколько проектов, безвозмездно поддержанных государственным финансированием, смогли удержаться на рынке. И здесь ответ пришлось держать А. Джунуспековой.

– Гранты молодым предпринимателям выдаются в размере 200 МРП, что составляет 503 тысячи тенге, – пояснила она. – Соискатели подают документы в центры занятости городов и районов, где комиссия определяет претендентов. Ограничений по сферам деятельности нет. Только деньги гранта нельзя использовать на погашение кредитов и личные нужды. Мониторинг молодых предпринимателей, получивших гранты, показал, что только 82 процента через два года продолжают развиваться, сохранив рабочие места.

Снижение уровня безработицы

О положении дел в области, мерах трудоустройства и обеспечения занятости рассказал руководитель управления по делам молодежной политики Биржан Алимжанов. По его мнению, одной из действенных мер поддержки является трудоустройство молодежи через отряды «Жасыл ел». В то же время, несмотря на продолжительный период реализации программы, все еще нет должного эффекта. Чтобы исправить это, необходимо унифицировать подходы в организации деятельности молодежных трудовых отрядов.

– К примеру, в отдельных регионах программа реализуется через отделы ЖКХ, в частности в Нуринском районе, либо в рамках общественных работ, как в Жезказгане, – пояснил он. – Имеются отличия в механизмах финансирования. Так, за исключением городов Караганды, Каражала, Абайского, Каркаралинского, Осакаровского и Бухаржырауского районов программа реализуется по 159-й специфике в виде оказания услуги, что в корне неправильно. Для данной программы и иных молодежных проектов существует отдельная 155-я специфика «Оплата услуг в рамках государственного социального заказа». Для урегулирования данных вопросов предлагается разработать типовую модель реализации программы, которая также будет включать в себя типовую техническую спецификацию проекта в рамках государственного соцзаказа.

Между тем выяснилось, что в некоторых населенных пунктах идет несвоевременное выделение средств для реализации программы. И в этот список попали города Каражал и Сатпаев, а также Актогайский район. Там деньги на оплату «жасылелевцев» были выделены по итогам весенней сессии маслихатов. Это привело к тому, что после конкурсных процедур трудовые сезоны начались в более поздние сроки. Не все смогли участвовать и заработать, также пострадало и качество исполнения.

Более того, отметил Биржан Алимжанов, аналогичная ситуация может повториться в следующем году. И все потому, что по многим регионам не определен конкретный объем финансирования.

Различные пути решения предлагаются и для снижения уровня безработицы среди представителей NEET.

Дұрыс тандау жаса!

Учитывая то, что сейчас в основном люди пользуются социальными сетями, недавно был запущен проект «Дұрыс тандау жаса!», в рамках которого размещается информация об имеющихся вакансиях.

Одной из действенных в этом вопросе является реализация госпрограмм «Енбек», «Дорожная карта занятости».

– Вместе с тем необходимо понимать, что нежелание работать либо учиться не всегда связано с отсутствием предложений со стороны государства, – пояснил Б. Алимжанов. – Мы рассматривали опыт снижения безработицы на примере других стран. В рейтинг стран с наименьшим количеством молодежи категории NEET за 2018 год входят Япония (2,94%), Сингапур (4,13%), Нидерланды (4,17%), Норвегия (4,84%) и другие. В частности, на основе опыта Японии видно, что большое внимание уделяется развитию так называемых soft skills, социализации, пониманию личностных причин того, почему молодежь вошла в эту категорию и что может быть предпринято для изменения ситуации. Там реализуется программа, которая базируется на идее посещения специалистами незанятых граждан на дому. Так, наряду с предложением по трудоустройству регионам рекомендуется делать акцент на помощи в социализации и самореализации молодежи. Речь идет о деятельности психологов, коучеров, которые могли бы оказывать консультативную помощь как индивидуально, так и на групповых занятиях. Необходимо снять психологические барьеры, которые зачастую свойственны людям, оказавшимся в тяжелых жизненных условиях.

Необходимо больше внимания уделять представителям NEET, подчеркнул и аким Караганды Ермаганбет Булекпаев. Ведь таких по области, согласно статистике, 9,1 процента.

По его словам, показатели удалось снизить. В частности, за счет того, что в прошлом году совместно с управлением молодежной политики провели подворовой обход, в ходе которого выявили свыше двух тысяч молодых людей в возрасте от 20 до 28 лет, которые нигде не учатся и не работают. Из них 820 оказались из малообеспеченных семей, 49 – наркозависимые, 32 страдают алкоголизмом, 320 – иногородние.

– В этом году за содействием в трудоустройстве в органы занятости обратилось 6809 молодых людей, из них мерами занятости были охвачены шесть тысяч человек, – пояснил аким областного центра. – В рамках реализации проекта «Первое рабочее место» предвыборной программы партии «Nur Otan» трудоустроены 28 выпускников вузов на 12 предприятиях города. Часть их заработной платы в размере 58340 тенге формировалась из местного бюджета, еще обязались доплачивать работодатели. В среднем зарплата молодых специалистов составила 100 тысяч тенге. Еще 26 молодых людей получили гранты для открытия собственного дела. Шести начинающим предпринимателям выделены микрокредиты на расширение бизнеса. Также до конца текущего года десяти молодым предпринимателям из местного бюджета будет выделено по одному миллиону тенге. Повсеместно идет информация о мерах поддержки, регулярно консультируют и в пунктах трудоустройства на рынке «Шығыс», и через мобильный рекрутский пункт. И эта работа будет продолжена.

В свою очередь глава региона Женис Касымбек заострил внимание участников совета на том, что необходимо больше внимания уделять молодежи из моногородов и отдаленных населенных пунктов.

– Сейчас для себя ставим основную задачу – диверсификацию экономики этих городов, – сказал он. – Необходимо открывать новые производства, увеличивать мощности. Это делается для того, чтобы люди имели рабочие места, снижался уровень безработицы среди представителей NEET.

Светлана СБРОДОВА