Изменение Конституции, инициированное Президентом РК, было озвучено им в Послании народу Казахстана в марте 2022 года.
Фото gov.kz
«Мы переходим к новой государственной модели, новому формату взаимодействия государства и общества. Этот качественный переход можно назвать Второй республикой. Рабочей группой подготовлены поправки в 33 статьи Основного закона, а это треть всей Конституции», – заявил Президент РК К.К. Токаев.
5 мая 2022 Президентом РК был подписан Указ о проведении 5 июня республиканского референдума по вопросу принятия изменений и дополнений в Конституцию РК. Всеобщее голосование граждан по проекту конституционных поправок продемонстрирует твердую волю народа Казахстана к приверженности демократическим принципам. Предстоящий референдум дает возможность каждому гражданину принять непосредственное участие в историческом событии, которое определит будущее Казахстана.
Как известно, во всем прогрессивном мире плебисцит является одной из наиболее наглядных и очевидных форм прямого народовластия. Однако в Казахстане этот эффективный институт демократии не был задействован в полной мере. «После референдума, проведенного 27 лет назад, когда была принята действующая Конституция, все последующие конституционные реформы получали одобрение в Парламенте. В принципе, это легитимная практика. Но я твердо убежден, что на новом этапе развития, строя Новый Казахстан, мы должны всенародно принимать такие судьбоносные для нашей страны решения», – сказал Президент РК.
В Указе Главы государства говорится, что на республиканский референдум вынесут поправки в Конституцию со следующей формулировкой вопроса: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, изложенные в проекте закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», опубликованном в средствах массовой информации 6 мая 2022 года?»
Предлагаемые поправки в Основной закон государства направлены на кардинальную демократизацию, расширение гарантий прав и свобод человека и гражданина, повышение роли Парламента РК в системе власти, укрепление законности.
Конституция провозглашает жизнь человека, его права и свободы высшей ценностью, в этом контексте исключительно важное значение приобретают обновленные редакции: пункта 3 статьи 6 о том, что «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом»;
– пункта 2 статьи 15 о запрете смертной казни;
– пункта 1 статьи 24 о том, что «Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только на основании судебного акта о признании виновным в совершении уголовного или административного правонарушения либо в условиях чрезвычайного или военного положения». «На конституционном уровне закрепляется статус и полномочия таких правозащитных структур, как Конституционный Суд и Уполномоченный по правам человека».
Значительный спектр конституционных новелл затронул вопросы государственного строительства. В частности, в рамках поправок, вносимых в Конституцию РК, исключены нормы касательно особой роли и привилегий Первого президента Казахстана. Казахстан переходит от суперпрезидентской формы правления к президентской с сильным Парламентом. Родственникам Президента запрещается занимать высокие государственные должности.
Согласно статье 71 предлагается упразднение Конституционного Совета и учреждение Конституционного Суда, в который могут обращаться граждане, Генеральный прокурор РК, Уполномоченный по правам человека. Поправки в Конституцию направлены на существенное повышение роли представительных органов в общем механизме государственной власти, оптимизацию законотворческого процесса, совершенствование системы сдержек и противовесов между ветвями государственной власти.
Изменения затронут и избирательную систему государства. В предлагаемой редакции пункта 3 статьи 50 говорится, что Мажилис состоит из девяноста восьми депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам; в пункте 2 статьи 50 устанавливается положение о том, что десять депутатов Сената назначаются Президентом республики, пять из которых – по предложению Ассамблеи народа Казахстана. Таким образом, депутатский корпус Мажилиса будет формироваться по смешанной избирательной системе, а президентскую квоту в Сенате сократят, квоту АНК в Мажилисе упразднят. Отозвать депутата можно будет по желанию избирателей.
Резюмируя изложенное, можно с полным основанием констатировать, что принятие на республиканском референдуме изменений и дополнений в Конституцию РК станет правовой основой для кардинальных политических и социально-экономических преобразований в Республике Казахстан.
Маржан БИЛЯЛОВА,
ассоциированный профессор, доктор PhD
юридического факультета,
кафедры конституционного и международного права
КарУ им. академика Е.А. Букетова