Такую задачу поставила руководитель управления образования Карагандинской области Гульсум Кожахметова.
Чтобы дети с особыми образовательными потребностями не отставали по школьной программе, их должны обучать педагоги, имеющие соответствующую квалификацию.
К сожалению, в последнее время в регионе участились случаи недовольства со стороны родителей, что их дети не имеют возможности получать полноценное образование.
Свободный доступ
Выяснилось, что в регионе по-прежнему остро не хватает логопедов и дефектологов. Школьниками с особыми образовательными потребностями некому заниматься. Поэтому они сильно отстают по программе и не получают необходимого развития.
Одной из важных задач системы образования стало внедрение инклюзии. В общеобразовательное пространство должны включаться все дети, в том числе с ограниченными возможностями в развитии.
Чтобы это осуществить, семьи, воспитывающие детей с особыми потребностями, должны иметь возможность свободного выбора школы для обучения своего ребенка. В любом случае – потребности ребенка должны быть удовлетворены в полном объеме.
Для того чтобы наладить этот процесс, управление и отделы образования проводят онлайн-встречи с родителями.
– В Карагандинской области проживает около 15 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, из них 2 275 — дети с инвалидностью, – рассказала заместитель руководителя управления образования Бактыгуль Адекенова. – За последние два года существенно расширилась сеть специальных организаций образования.
Больше кабинетов коррекции
В регионе работают шесть психолого-медико-педагогических консультаций, два реабилитационных центра. Недавно был открыт первый центр для работы с детьми с аутизмом. Действуют восемь кабинетов психолого-педагогической коррекции и семь кабинетов поддержки инклюзии при школах. Причем три из них – открыты в Караганде в этом учебном году.
Они пользуются большим спросом, в них работают специалисты, прошедшие подготовку благодаря корпоративному фонду «Болашак». До 2025 года планируется открыть еще одну ПМПК в областном центре, а также шесть кабинетов коррекции в Шетском, Нуринском, Бухар-Жырауском и Актогайском районах, в Сарани и Балхаше.
— Условия для инклюзивного образования созданы в 45% детских садов, 81% школ и 55% колледжей, — добавила Б. Адекенова. — В школах учатся 2 836 детей с особыми образовательными потребностями, из них 321 — в спецклассах для детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта. Еще 653 ребенка обучаются на дому. В процессе инклюзивного обучения задействованы 6 712, или 42,8%, педагогов области, все они прошли обучение. 153 предметника окончили курсы переподготовки по специальности «Дефектология», что значительно снизило потребность в логопедах.
С прошлого года на базе КарУ им. Букетова запущены курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию. Практическая часть проводилась специалистами основного ресурсного центра при школе № 27 — за полгода там обучили 405 педагогов. Еще 54 прошли курсы в Национальном научно-практическом центре развития инклюзивного и специального образования в г. Алматы. Два года подряд исполняется госсоцзаказ на обучение педагогов и родителей методике поведенческого анализа для работы с детьми с расстройством аутистического спектра.
Кроме того, за счет местного бюджета выделены штатные единицы педагогов-ассистентов, дефектологов, логопедов, психологов. Так по рекомендации ПМПК в школах области сейчас работают 163 педагога-ассистента, в том числе в сельских учреждениях. Дети с нарушениями зрения и интеллекта, посещающие общеобразовательные школы, полностью обеспечены специальными учебниками.
В школах нет логопедов
Однако, несмотря на принимаемые меры, одной из главных проблем внедрения инклюзивного образования в нашем регионе остается острая нехватка логопедов-дефектологов.
Дети с задержкой речевого развития по рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций нередко обучаются в обычных классах по общеобразовательной программе. Но им требуются дополнительные занятия с логопедами, которых в штате школ просто нет.
Так, на отсутствие психолога и логопеда-дефектолога пожаловалась мама ученика средней школы № 10 Каркаралинского района. На руках имеется заключение ПМПК о необходимости занятий с ребенком с недоразвитием речи, однако такого специалиста в учебном заведении нет.
Такая же проблема в школе № 16 поселка Актас. Трое детей с задержкой речевого развития не могут полноценно учиться, так как в штатном расписании нет ставки логопеда-дефектолога. В поселке Сарышаган Актогайского района особенных школьников гораздо больше, а специалист в населенном пункте отсутствует. Родителям обещали, что логопед будет приезжать к ним из Приозерска, но воз и ныне там.
Папа шестиклассника школы № 101 Караганды тоже озвучил такую проблему. Ребенку поставлен диагноз ЗПР, есть рекомендация обучаться на дому. Все учителя-предметники его исправно посещают, а вот логопеда родители в глаза не видели. Педагоги стараются, но неговорящему ребенку от них пользы мало.
Все эти жалобы руководитель управления образования Гульсум Кожахметова поручила решить в ближайшее время.
— Все педагоги школ должны пройти курсы по инклюзивному образованию, потому что мы не знаем, когда в это учебное заведение придет особенный ребенок. Сейчас мы обучили около половины педсостава, учителям необходимо использовать полученные знания на практике. До 2025 года все школы без исключения должны быть готовы к инклюзии, — пояснила Г. Кожахметова.
Светлана СВИЧ