В свои 23 года Азат Алтынбеков стал самым молодым в Казахстане докторантом. Он получает ученую степень в Карагандинском университете им. академика Е.А. Букетова и увлекается языковедением. На сегодняшний момент выпускник факультета иностранных языков, кроме русского и английского, владеет немецким, французским, итальянским и недавно попробовал приступить к корейскому.
Когда новые слова «приходят» сами
На вопрос о том, зачем ему знать столько языков, Азат отвечает, что они «приходят» к нему сами. Так складываются обстоятельства, что увлечение одним языком в итоге приводит к изучению другого. Молодого ученого приглашали на обучение в столичный вуз, но он отказался. Говорит, что Караганду покидать не собирается, здесь живут все его родные и друзья, да и альма-матер дает ему строить карьеру. Параллельно Азат открыл для себя новое направление работы – он генеральный директор собственной компании, занимающейся общественным развитием в области. Его цель – продвижение местных артистов. Сам собеседник пишет музыку, поэтому хочет помогать своим друзьям и знакомым идти по пути к славе.
– Увлечение языками ко мне пришло довольно поздно, в десятом классе, – рассказывает лингвист. – До этого я пользовался только русским языком, в семье тоже по большей части говорили на русском. В старших классах встал вопрос о том, куда мне поступать и как хорошо сдать ЕНТ. Мы с мамой как-то шли по улице и увидели рекламу языковых курсов, она меня тут же завела туда и записала. Сам я относился к этому решению скептически, всячески показывал всем свое негативное отношение к английскому языку и даже ругался с преподавателями. Однако через два месяца ко мне нашли подход, и я стал делать успехи в его изучении. В итоге на ЕНТ я набрал по английскому 23 балла из возможных 25. Мог бы набрать и максимум, но тут сыграла злую шутку моя самоуверенность: язык мне давался слишком легко, и на пробных тестированиях я решал этот предмет буквально за минуту. На итоговом экзамене, соответственно, сделал то же самое: поспешил и кое-где ошибся.
После школы по желанию и совету мамы я поступил на факультет иностранных языков в КарГУ им. Букетова. Вторым языком, обязательным к изучению в вузе, стал немецкий. Вообще-то, я хотел изучать французский, так как он мне очень нравился из-за произношения. Но в группе я был единственным мальчиком, остальные десять – девочки, и они почему-то выбрали немецкий. Этот предмет нам преподавали очень строго, и к концу учебного года выяснилось, что второй язык я в группе освоил лучше всех. Вместе с преподавателем даже написал статью на немецком языке. Но он продолжал мне не нравиться, пока у нас не сменился педагог. У него было совсем другое произношение, и так я узнал, что немецкий может быть вовсе не грубым, а вполне мелодичным. Так мое отношение к этому языку поменялось.
Однако идея постичь красивый французский язык Азата не оставила. Поэтому изучить его он решил самостоятельно. Штудировал учебники, смотрел онлайн-уроки, тренировался правильно произносить сложные для чтения слова.
Позже в университете организовали факультатив итальянского языка. Из Италии для студентов пригласили преподавателя-профессора, чтобы они могли изучать его с носителем. Желающих освоить красивую речь было очень много, в первый же день на занятие пришли 150 человек. Азат признается, что пошел туда просто за компанию с одногруппницей повеселиться, а в итоге к концу учебного года остался только он. До сих пор занимается итальянским с огромным удовольствием. С последним преподавателем находится в активной переписке и посещает онлайн-уроки для продвинутых. На практике молодой человек свои знания активно применяет: так, позапрошлым летом помогал итальянским предпринимателям вести переговоры с местными бизнесменами. Если приезжают иностранные гости, то Азата приглашают в качестве переводчика.
– У меня никогда нет самоцели изучить еще один язык. Просто он у меня уже есть, и когда я им пользуюсь, постепенно дополняю новой информацией. Это как у носителей русского или казахского языка – человек его знает, но, когда читает, общается с другими или смотрит видео, узнает что-то новое и таким образом язык развивает, – добавляет собеседник.
Что тот язык, что этот
У Азата есть своя система, как успешно постичь язык. Для этого он пользуется в том числе и психологией.
– В старших классах школы я подсознательно убеждал одноклассников, что хорошо знаю английский – своим поведением, уверенностью. При изучении немецкого решил применить ту же практику – убедил девочек, что хорошо знаю язык, они поверили и начали ко мне обращаться за помощью. И чтобы не ударить в грязь лицом, приходилось садиться и глубоко изучать этот вопрос, чтобы потом быть в нем компетентным. Это было и отличной мотивацией. Позже то же самое происходило и при изучении остальных языков.
Помогает и постоянная практика. Так, вся система в телефоне у лингвиста настроена на итальянском языке. Ленту Инстаграма он тоже настроил так, чтобы постоянно попадались новости, посты и видео на итальянском. При этом он против механического зазубривания новых слов, ведь их легко забыть. К примеру, когда встречаешь незнакомое слово, первый позыв – посмотреть его значение в словаре. Но Азат рекомендует подходить по-другому – не искать дословный перевод, а найти слово в контексте и попытаться самому понять его значение. А потом уже можно проверить его по словарю. И тогда оно точно вам запомнится гораздо лучше, чем при зазубривании. Ведь язык – это не точная наука.
– Как ни странно, самым сложным на сегодняшний момент для меня оказался казахский язык, – признается Азат. – Для сдачи экзаменов в докторантуру необходимо было знание государственного языка, и я решил его углубленно изучать. Но с ним не работает ни одна методика. Пытался изучать грамматику, но это мне только помешало. Создал плей-лист из современных казахских песен, которые постоянно слушаю, но это тоже пока не помогает. Я все понимаю, но сам говорить пока не могу.
Несмотря на владение таким количеством языков, карагандинец не собирается уезжать за границу и там продавать свои знания. Он твердо намерен остаться на родине и развивать в том числе любовь к языкам здесь. Тем более что после окончания докторантуры он должен три года заниматься преподавательской деятельностью.
Светлана СВИЧ
Фото из архива
Азата Алтынбекова