В четырехлетнем возрасте Ардак Ахатаева поняла, что хочет играть на фортепиано, выступать на большой сцене и срывать овации восторженной публики. Спустя годы мечта осуществилась.
Известной артисткой она так и не стала, зато ее считают хорошим преподавателем, которого ценят ученики.
В профессии Ардак Ахатаева уже 30 лет, 28 из которых трудится в центре детско-юношеского творчества «Достық» Приозерска. Ее увлечение музыкой началось с интересной истории.
Однажды, сидя перед телевизором, она услышала, как передают большой концерт, где один из пианистов солировал симфоническому оркестру. Какое тогда звучало произведение, она не запомнила, зато поняла, что хочет научиться играть также. Совершенно не понимая, какой это музыкальный инструмент и что для этого нужно, она поставила цель.
— Я подошла к маме, потянула ее за рукав, ткнула пальцем в экран и сказала: хочу играть, как дядя в костюме, — вспоминает преподаватель по классу фортепиано. — Она сильно удивилась такому желанию. Ведь я еще была совсем маленькой. Но не стала отговаривать, пообещав, что обязательно моя мечта исполнится. Родители, хотя и простые люди, выросли в ауле, но они всегда прислушивались к желаниям ребенка. Мама попросила кого-то из родственников, чтобы меня записали в музыкальный кружок при Дворце культуры. В то время мы жили в Балхаше. Когда нам назначили собеседование, она попросила, чтобы я сказала учительнице, что мне шесть лет. Я так и сделала. Но та быстро раскрыла обман. В итоге пришлось ждать целый год, прежде чем меня все-таки приняли и стали обучать игре на фортепиано.
А. Ахатаева вспоминает то время с особым трепетом. Говорит, что каждое занятие она ждала с нетерпением. И особенно встречи с учительницей, которая рассказывала удивительные истории из мира музыки и жизни великих композиторов. Девочка стала быстро обучаться игре на музыкальном инструменте.
Несмотря на то что новое фортепиано было дорогим удовольствие для семьи, родители все-таки не стали экономить на мечте ребенка и приобрели его.
— Я не упускала ни одной свободной минуты и все время что-то играла, — рассказывает она. — В журнале «Мурзилка» часто публиковали стихи. Некоторые мне нравились, и я сочиняла музыку. К сожалению, не оформляла их в нотной тетради. Сейчас было бы любопытно посмотреть на эти произведения. Учительница говорила, что у меня талант и его нужно развивать. В шесть лет меня отвезли в Караганду, где я поступила в специализированную музыкальную школу-интернат. Там проучилась год. Было интересно на занятиях, по выходным нас постоянно развлекали и куда-то водили. Мама приезжала очень редко. И мне стало не хватать ее тепла. Очень скучала и постоянно плакала. Учеба и пребывание в этом образовательном учреждении превратились в мучение. В итоге меня забрали домой и отдали учиться в обычную и музыкальную школы. Жизнь наладилась.
Ардак Ахатаева хорошо училась, выступала на концертах и городских мероприятиях. Так что после получения аттестатов вопроса: «кем быть?» у нее не возникло. Выдержав большой конкурс, она стала студенткой Жезказганского музыкального училища.
Помимо специальности, она очень полюбила сольфеджио. Этот сложнейший предмет ей давался легко. Оказалось, что у нее абсолютный слух. Развивая талант, она продолжила писать музыку и накладывать на известные произведения. Но через год по семейным обстоятельствам пришлось перевестись в Балхашское педагогическое училище (ныне – Балхашский гуманитарно-технический колледж имени А. Мусина), которое и окончила.
Имея опыт концертмейстера, устроилась в детский сад музработником. Это было не совсем то, о чем мечтала, но за неимением другого смирилась с положением дел. А через некоторое время вышла замуж, родила ребенка и погрузилась в совсем другие хлопоты.
Но случился развал Союза, который больно ударил по семейному бюджету. В поисках лучшей доли и собственного жилья молодая семья переехала в Приозерск. Супруг устроился в войсковую часть, а она пошла… на рынок. Кому тогда была нужна музыка? К счастью, торговать не стала. Ее отговорила новая знакомая, которая посоветовала сходить в местную музыкальную школу, где был большой отток кадров.
— Я уцепилась за эту возможность, несмотря на то, что руководство говорило о сложностях, — рассказывает А. Ахатаева. — Заработную плату нам задерживали по два-три месяца. Когда не было наличных, выдавали продуктовые наборы, а однажды привезли живых гусей. Было и смешно, и горько. Но, несмотря на трудное время, родители приводили к нам своих детей, чтобы те учились музыке. Я и не думала, что для многих это стало спасительным маяком. Мы часто слушали великих классиков — Моцарта, Гайдна, Бетховена, Баха и других. Ребята разучивали сложнейшие произведения. Мы устраивали концерты, выступали на различных сценах. Зрители слушали нас, затаив дыхание. Это было хорошее время. Впрочем, оно прекрасно и сейчас. Дети также увлеченно занимаются и приобщаются к искусству.
Учитель по классу фортепиано говорит, что в жизни каждого человека должна быть музыка, неважно какая. Ведь она вдохновляет, окрыляет и делает неуязвимым в сложных ситуациях.
Ардак Ахатаева сумела воспитать не одно поколение талантливых музыкантов. Некоторые из них становились победителями и лауреатами второй и третьей степени на городских и областных конкурсах. Есть ученики, которые поступили в консерваторию. Она и сама неоднократно была отмечена на уровне Министерства образования, а ныне просвещения, акима города.
Светлана СБРОДОВА
г. Приозерск