Ни география, ни национальность, ни религиозные взгляды не становятся препятствием для рождения интернациональных семей в Казахстане.
Наша республика до того многообразна, что в ней давно тесно переплелись культуры здешних народов. Страна, как большой и совершенный пазл — красивая мозаика, которая переливается разноцветной палитрой культур, национальностей и ценностей. Поэтому у нас никого не удивить интернациональными союзами. Но как живут такие семьи, что воспитывают в своих детях, какой религии придерживаются и чьи традиции чтят и соблюдают?
Карагандинка Кристина Воронова в девичестве была Цимерман. Ее отец — еврей, мать — полька. Оба католики, но с детства привили Кристине уважение и к другим конфессиям:
— В нашей семье всегда отмечались все католические праздники. Но также и готовился, например, бесбармак на Наурыз, а на православную Пасху всегда ходили в гости, угощались куличами и крашеными яйцами. Никогда не делили людей, окружающих нас, на «наших» и «ваших». Всегда чувствовала себя просто казахстанкой. Училась и дружила с ребятами разных национальностей и религиозных взглядов. Никогда никого не выделяли, не отличали. Всегда были дружными, — вспоминает Кристина Воронова.
Именно поэтому, когда девушка познакомилась со своим будущем мужем Игорем, русским по национальности и исповедующим православие, ни у нее самой, ни у родителей и родственников не возникло никаких вопросов, и противиться их отношениям никто не стал.
— Мы познакомились шесть лет назад на работе. Симпатия появилась сразу. Он стал оказывать мне знаки внимания, а потом… Его забрали в армию, — смеется Кристина. — Когда он отслужил и вернулся, то тогда уже у нас все закрутилось серьезно.
В 2021 году молодые сыграли свадьбу. А сейчас ждут своего первенца — буквально в течение месяца в их интернациональной семье появится малыш. Планируют с самого раннего детства рассказывать своему ребенку о многонациональности нашей страны, воспитывать в нем уважение к тем ценностям, которые заложены в традициях всех народов.
Согласна с таким подходом в воспитании детей и карагандинка Альбина Садулаева. Она также родилась и выросла в интернациональной семье: мать у нее — русская, отец — чеченец. Мама воспитала ее в духе христианства, Альбина — православная. Со своим будущим мужем она познакомилась в Интернете.
— Его зовут Рафаэль, он — татарин. Сначала у нас с ним была дружеская, ничего не обещающая переписка. Дело в том, что он жил в городе Уральске. Не думала даже, что мы увидимся когда-нибудь. Но, видимо, я так запала ему в душу, что он перешел от слов к действиям. Назначил мне свидание и приехал, — улыбаясь, вспоминает Альбина.
На дворе стоял 2009 год. Оценив такой поступок, она пригляделась к нему повнимательнее и приняла его ухаживания. Но стоит отметить — не сразу. Обручальное кольцо на палец он надел ей пять лет спустя.
— Я мусульманин, — говорит Рафаэль Ямбиков. — Но никогда не запрещаю жене посещать церковь. Обожаю ее вкусные куличи на Пасху и не вмешиваюсь, когда она говорит с нашим пятилетним сыном о Боге. Ведь он един. Она в свою очередь с большим уважением относится к исламу. Мы не чувствуем никакой национальной или ментальной разницы. Обычная семья со своим укладом и прочим. Вот если бы воспитывались в других странах и культурах, то может быть. А так — мы простые казахстанцы. Оба в детстве ели бесбармак и борщ.
Приехал из другого города за любимой и супруг Евгении Кузнецовой. Удивительно, но девушка тоже из интернациональной семьи. Ее отец — чуваш, а дедушка по маминой линии — аварец. Со своим суженым Николаем у них получился курортный роман длиной почти в десять лет. На одиннадцатый год он сделал ей предложение руки и сердца.
— Коля — русский. Мы познакомились с ним на побережье Каспийского моря. Сразу взял меня своей харизмой и удивительным чувством юмора, — говорит Евгения. — Не поверите, но про национальность мы даже и не говорили. Это было абсолютно не важно, главным было то, как трепещут наши сердца, когда мы рядом. Я чувствовала в нем родственную душу.
Николай с Евгенией женаты два года и сейчас планируют детей. Оба убеждены в том, что когда культура смешивается с другой — она становится только богаче.
— Если говорить о моей супруге, то чувашей в нашей республике не так-то много. Всего около семи тысяч человек. И в основном в Карагандинской области и выше — Павлодарской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Акмолинской. Одна из главных ценностей чувашей — это крепкие семьи и почитание старших. Не думаю, что мы в этом разные. Казахстан должен гордиться тем, что здесь проживают представители более ста с лишним национальностей, — считает Николай Зяблицев.
Все три семьи называют 1 мая прекрасным праздником, который в их домах особенно любят. Ведь этот день, как нельзя лучше, наглядно показывает и доказывает, что для любви нет границ — ни национальных, ни территориальных, ни конфессиональных.
Наталья ФОМИНА