Во исполнение поручения Главы государства в Казахстане внедрена трехзвенная модель уголовного процесса с разделением полномочий.
При такой модели за уголовный процесс отвечают три звена. Были четко разграничены полномочия между органами уголовного преследования, прокуратурой и судом. «Переход на новую модель в уголовной сфере укрепит систему сдержек и противовесов и создаст на каждом этапе следствия эффективные фильтры», – отметил Касым-Жомарт Токаев. Таким образом, в роли фильтров выступают органы уголовного преследования, прокуратура и суд.
– С момента введения новшеств по области прокурорами проверена законность свыше восьми тысяч решений о признании лиц в качестве подозреваемых, по 216 отказано в согласовании, так как отсутствовали достаточные доказательства вины и основания. Более того, после отказа прокурора в отношении 48 лиц уголовные дела прекращены за отсутствием состава уголовного правонарушения в их деяниях. Таким образом, не допущено необоснованное уголовное преследование указанных граждан. Такое разграничение создает правозащитный барьер, ограждая от необоснованных решений органов следствия, – рассказывает прокурор управления по надзору за законностью досудебного расследования и уголовного преследования прокуратуры Карагандинской области Әлімхан Тілеухан.
За последние четыре года в регионе не допущено оправдательных приговоров, а c 2021-го количество случаев нарушения конституционных прав граждан снижено на — 87,3%.
При апробировании первого этапа были четко разграничены полномочия между уполномоченными органами. Так, полиция осуществляет все меры для раскрытия преступления, устанавливает причастных лиц, собирает и закрепляет доказательства. Прокуратура при собранных доказательствах дает независимую оценку, пресекает нарушение прав граждан, не допускает вовлечения добросовестных граждан в уголовный процесс и поддерживает обвинение в суде.
Суд, который является независимым в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и подотчетен только закону, рассматривает жалобы на действия органов и принимает конечное решение по делу.
– Наличие технологий в первую очередь обеспечивает прозрачность расследования уголовных дел, а также позволяет быстро принимать решение, исключает возможность фальсификации процессуальных решений, облегчает работу уполномоченных органов и при этом снижает затраты бюджетных средств. Внедрение трехзвенной модели уголовного процесса и цифровых технологий положительно отразилось на качестве следствия, на дисциплине сотрудников и снизило количество добросовестных лиц, вовлеченных в орбиту уголовного преследования незаконно, – поясняет Әлімхан Әділханұлы.
Целью происходящей трансформации в уголовной сфере являются снижение до минимума фактов незаконного привлечения невиновных лиц в орбиту уголовного преследования, возвращения уголовных дел из суда, сокращение случаев вынесения частных постановлений на низкое качество следствия, повышение качества расследования уголовных дел и наработки единообразной следственной и судебной практики в стране.
– Можно с уверенностью сказать, что вводимые реформы и изменения законодательства благоприятно отражаются на системе правоохранительных органов, при которой еще более качественно защищаются права и законные интересы граждан. Защита прав граждан в уголовном процессе находится на постоянном контроле надзорного органа, – подчеркнул в завершение Ә. Тілеухан.
Әсет ҚАМСЫЗҰЛЫ
Коллаж «ИК»