back to top
-12.1 C
Алматы
Вторник, 24 декабря, 2024
No menu items!
ДомойНовостиОбществоНовые подходы в реабилитации детей с аутизмом предлагают в Караганде

Новые подходы в реабилитации детей с аутизмом предлагают в Караганде

Несколько месяцев назад стал принимать посетителей областной центр аутизма «Асыл мирас». Его открытия ждали многие родители, которые уже отчаялись получить какую-то квалифицированную поддержку. В Карагандинской области проживает свыше 500 детей с аутизмом. И то только по официальным данным.

Открываем двери в мир

Проблема реабилитации детей с аутизмом в Караганде обсуждалась не первый год. Многие отчаявшиеся взрослые верили, что ментальное нарушение их сыновей или дочерей можно исправить. Реальность же оставалась жестокой. Дети-аутисты нуждаются в коррекции, и для этого квалифицированные специалисты с мировыми именами разработали научные методы, которые и применяются в открывшихся по всей стране центрах аутизма.

В Караганде он появился благодаря руководству области и выделенным 360 миллионам тенге из бюджета. Не остались в стороне и известные в республике меценаты, которые оказали помощь в благоустройстве территории и приобретении игрушек.

Двухэтажное здание бывшего детского дома полностью адаптировано для удобства особенных детей.

После обеда в центре «Асыл мирас» немного людей. В основном родители с детьми приходят утром, рассказывает директор Гульжанар Армиянова.

На ресепшене в креслах-мешках ожидали мамы и папы, а сами юные подопечные без волнения и страха шли к специалистам. И это уже большой шаг в коррекционной работе, потому как аутисты могут проявить по отношению к чужому человеку агрессию.

Некоторые не готовы воспринять диагноз

Здесь дети занимаются циклом в три месяца. Приходят они после прохождения ПМПК и сразу же проходят диагностику. После обследования методикой ADOS-2, во время которого специалист наблюдает за ребенком, фиксирует социальные и коммуникативные навыки, каждый из детей получает направление на одну из шести программ.

– В кабинете раннего развития психологи и педагоги устанавливают взаимосвязь между родителем и ребенком, в других проводится обучение социальным, жизненным и обучающим навыкам. Предусмотрен также интенсивный курс занятий, – рассказывает Г. Армиянова.

Все занятия проводятся бесплатно. В одном цикле могут быть охвачены от 150 до 200 детей. Все занятия проводятся в игровой форме. Так детей учат читать, считать, уделяя особое внимание их ментальному развитию.

Впрочем, работа проводится не только с маленькими пациентами, но и с родителями. Многие из них оказываются не готовы воспринять диагноз ребенка и, как следствие, не знают, как взаимодействовать с ним.

– Они круглосуточно проводят время со своим ребенком, и, конечно, приходится нелегко, – рассказывает Гульжанар Армиянова. – Многие дети не могут рассказать о своих потребностях, показать на нужную игрушку или сказать, что хотят есть. Поэтому опрокидывают предметы, разбрасывают вещи, кусают себя, и родителям сложно за всем этим наблюдать. Во время тренингов мы обучаем их тому, как надо в домашних условиях успокаивать ребенка.

Сыграют в постановке «Теремок»

Дети снимают свое психофизическое напряжение, а заодно и развиваются в комнатах Монтессори и сенсорной интеграции. Обучают аутистов и жизненным навыкам, а именно – учат раскладывать свои вещи, гладить их утюгом, доставать из холодильника необходимые продукты и разогревать их в микроволновке.

Клинический педагог – психолог Лейла Сайфуллина – развивает у своих подопечных социальные навыки. Она учит их играть, слушать друг друга, уступать, делиться игрушками.

– Есть настольный театр, и сейчас полным ходом идет подготовка к постановке сказки «Теремок», – рассказывает специалист. – У каждого ребенка своя роль, робкий малыш у нас играет медведя, а неспокойный – мышонка или зайчика. Мы стараемся, чтобы в группе обязательно были хотя бы двое детей, которые разговаривают. Тогда другие начинают повторять за ними слова. Параллельно с театром мы готовимся к 8 Марта и делаем украшения для мам.

За этот период обучения некоторые неговорящие подопечные стали повторять слова, услышанные от педагога или других детей. А ведь в первые дни им даже трудно было войти в комнату без сопровождения родителей.

Об известной АВВА-терапии рассказала клинический педагог обучающих навыков, супервайзер Айнур Алтынбаева. Она также проверяет, насколько верна диагностика и правильно ли составлена программа для ребенка.

– Специалисты на местах, особенно в сельских районах, занимаются с аутистами как умеют, но это не значит, что они все выполняют правильно, – говорит А. Алтынбаева. – Поэтому мы пишем для них рекомендации, которые передаем через родителей. Кроме того, обязательно обучаем и взрослых, которые могут корректировать ребенка дома самостоятельно. Ведь одной из больших проблем является то, что родители не умеют контролировать действия детей

Динамика в развитии

Жанар Оспанова привела в центр свою четырехлетнюю дочь Инабат. По словам женщины, сейчас девочка стала вести себя гораздо спокойнее и показывает на предмет, который хочет взять.

– Раньше дочка просто кричала, пока я перечисляла то, что она хочет. Центр посещаем в течение месяца, и у нас есть динамика в развитии, – радуется мама.

Диагноз маленькой Инабат поставили в полтора года. Но родительница особенности в поведении дочери заметила гораздо раньше.

– Я обращалась к врачам в своей поликлинике, а они утверждали: ничего страшного в том, что она не смотрит в глаза и не реагирует на меня, нет. Я стала искать квалифицированных невропатологов и вскоре у них получила ответ – расстройство аутистического спектра и задержка психического развития. Мы ездили по всей стране к разным специалистам и очень сильно ждали открытия центра. Теперь у нас идет прогресс в развитии, и я надеюсь отправить Инабат в нормотипичный детский сад. Я верю, что моя девочка заговорит, – признается Ж. Оспанова.

Вопрос инклюзии сегодня является одним из актуальных. Глава государства отметил, что в стране растет количество детей с особыми потребностями. Однако действующие нормы по функционированию подобных специализированных организаций устарели. В связи с этим были обновлены нормативы в данной сфере, которые уже сказываются на улучшении жизни особенных детей.

Самал ШИЛЬ

Фото: ОЦА «Асыл мирас»

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Студенты Балхашского медицинского колледжа стали лучшими на областном конкурсе

Будущие медики представили короткометражный видеоролик, отвечали на вопросы в викторине и выполняли ситуационные задачи по специальным дисциплинам. Конкурс «Бригада «103», спасающая жизнь» проходил...

Особенности ипотеки без первоначального взноса

Далеко не всегда можно самостоятельно накопить нужную сумму для покупки недвижимости. Постоянно растущие цены и экономическая нестабильность усложняют эту задачу для многих людей. Именно...

Лучший дорожный защитник живет в Шетском районе

Учащийся школы-гимназии имени Ж. Акылбаева Шетского района Бакдаулет Агзам стал победителем в республиканском видеоконкурсе «Моя полиция». В Министерстве внутренних дел состоялась церемония награждения победителей...

В Караганде для решения проблемы энергодефицита ТЭЦ-3 наращивает мощность

На ТЭЦ-3 Караганды стартовал масштабный проект расширения. До 2028 года планируется установить новый энергоблок. Увеличение мощности крайне актуально, так как город активно...

На президентской елке в Караганде глава региона поздравил 200 детей

Снежинки и сказочные принцессы, батыры и самураи, пираты и отважные мушкетеры, феи и даже несколько Малефисент. В Караганде прошла традиционная новогодняя елка от имени...

В Темиртау активно идут работы по подготовке к любимому празднику года

Площади и парки преображаются, наполняясь новогодними украшениями, которые создают праздничную атмосферу. В этом году жителям и гостям города представят как новые элементы декора,...

Темиртауские спасатели усилили профилактическую работу с населением

За последние десять дней в городе металлургов в результате пожаров погибли два человека. Первая трагедия случилась в ночь на 10 декабря в доме по...