Каким должен быть современный учитель, что обязан знать и уметь, как оценивается его труд? Это и многое другое предусматривает профессиональный стандарт «Педагог», проект которого разработало Министерство просвещения.
Документ разработан в рамках реализации Послания Президента народу Казахстана по выработке рамки компетенций педагога в соответствии с изменившимися реалиями и передовой образовательной практикой. Филиалы Национального центра «Өрлеу» во всех регионах Казахстана начали информационно-разъяснительную работу среди учителей всех уровней по введению нового стандарта.
— Впервые профессиональный стандарт был разработан Министерством образования и науки еще в 2017 году и был утвержден Национальной палатой предпринимателей «Атамекен». Тогда этот документ был в первую очередь ориентирован на рынок труда и не выполнял те задачи и функции, которые заложены в стандарте нового поколения, — рассказала и.о. директора филиала Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» Институт профессионального развития по Карагандинской области Мейрамгуль Жетписбаева. — Содержание прежнего стандарта не оговаривало дифференцированную оценку уровней квалификации, трудовые функции и степень профессионального развития педагога, не было конкретного описания этого процесса от подготовки и вхождения в профессию до педагогического мастерства. Нельзя было соотнести трудовую деятельность конкретного преподавателя и профессионально признанный эталон практики.
Стандарт для педагога
Новый профстандарт будет навигатором профессионального развития педагога. Он определяет, каким должен быть учитель от начала своей деятельности до самого ее пика. Профстандарт описывает, что должен знать, уметь, делать педагог на своем рабочем месте. Важным отличием документа нового поколения от стандарта 2017 года является то, что в нем разработаны критерии компетентности педагогов по квалификационным категориям, указаны задачи профессиональной деятельности и требования к личностным компетенциям. Так, к примеру, разработана «Рамка профессиональных компетенций педагога», в которой расписаны необходимые знания, умения и навыки в профессии, содержание основной и дополнительной работы. Кроме того, к каждой из четырех компетенций теперь имеются дескрипторы согласно квалификационным категориям от педагога-стажера до педагога-мастера.
В документе говорится, что обязательным качеством преподавателя является гуманизм, выражающийся в отношении к личности ученика. Также предполагается, что педагог на протяжении своей работы постоянно расширяет и обогащает профессиональные знания, создает и внедряет образовательные инновации. С учетом этого профессионального стандарта будут разрабатываться и обновляться образовательные программы подготовки педагогов в вузах, процедуры аттестации и сертификации, содержание непрерывного профессионального развития и строиться стратегия продвижения педагогических кадров по службе.
Сейчас специалисты «Өрлеу» проводят вебинары отдельно для каждой категории педагогов — дошкольных организаций, школ, колледжей, преподавателей дополнительного и специального образования, директоров и заместителей, педагогов, осуществляющих наставничество в организациях среднего образования, а также преподавателей, магистрантов и докторантов педагогических специальностей вузов.
Светлана СВИЧ
Фото Линара Галимова