С 5 апреля в области начался прием заявлений от педагогов региона на участие в Национальном квалификационном тестировании. Учителя, у которых подошел срок подтверждать или повышать свою квалификацию, должны подать электронную заявку на сайте app.testcenter.kz. Само тестирование будет проходить с 11 по 29 апреля.
Иллюстративное фото: physes.uni-leipzig.de
Национальное квалификационное тестирование – процедура, проводимая для определения уровня профессиональной компетентности педагога по тестам, разработанным в соответствии с правилами и условиями проведения аттестации. Экзамены на профессионализм по новым правилам учителя теперь проходят раз в три года вместо пяти. В грядущем НКТ могут принять участие педагоги дошкольных организаций воспитания и обучения, методисты, педагоги общего среднего и дополнительного образования – воспитатели интернатов, общежитий и специальных организаций, а также руководители. Кроме того, свою квалификацию могут подтвердить педагоги организаций технического и профессионального, послесреднего образования как по общеобразовательным предметам, так и по общепрофессиональным, общегуманитарным, социально-экономическим и специальным дисциплинам.
Помимо этого, в нынешнем году будут тестироваться кандидаты без стажа, имеющие техническое и профессиональное, высшее или послевузовское образование по педагогическим направлениям, – то есть выпускники последних курсов вузов и лица, впервые приступающие к педагогической деятельности, выпускники прошлых лет.
Как рассказали в Карагандинском филиале Национального центра тестирования МОН РК, где учителя будут сдавать свой экзамен, НКТ состоит из 100 заданий, разделенных на два блока. В первый блок «Содержание учебного предмета» входит 70 вопросов, во второй блок «Педагогика, методика обучения» – 30. Тестовые задания по «Содержанию учебного предмета» будут направлены на проверку углубленных академических знаний, а также практических умений и навыков. Для этого используются задания трех форм: с выбором одного правильного ответа, одного или нескольких правильных ответов и контекстные задания с выбором одного правильного ответа. Разнообразие форм и содержания заданий позволит исключить момент угадывания и заучивания учебного материала, поэтому даст возможность оценить реальные знания и способности педагогов.
Для предметов «Математика», «Физика», «Химия», «Информатика» педагогам дается 4 часа, для направлений «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование» – 2, для других педагогов – 3 часа 30 минут.
– Экзамен для педагогов проходит по той же схеме, что и для выпускников, сдающих ЕНТ, – после регистрации они приходят в наш центр в определенный день и отвечают на вопросы в электронном виде, – пояснила руководитель Карагандинского филиала НЦТ Динара Баймагамбетова. – Также используются система прокторинга – автоматического слежения за запрещенными предметами – и видеонаблюдение из ситуационного центра. Те, кто не наберет необходимого количества баллов, не сможет повысить свою квалификацию. Но таким учителям дается второй шанс: они смогут пройти повторное тестирование в сентябре-октябре – такое решение приняли в министерстве, поскольку от этого зависит не только статус, но и заработная плата педагогов.
Новшество квалификационного тестирования этого года – его в обязательном порядке должны сдавать те, кто впервые приступает к педагогической деятельности.
Теперь выпускникам педспециальностей для трудоустройства в школу, помимо наличия самого диплома о высшем образовании, дополнительно необходимо будет получить квалификацию «Педагог» посредством прохождения квалификационного тестирования. К примеру, студент, четыре года обучавшийся на учителя математики, чтобы устроиться на работу в школу, должен будет сдать Национальный квалификационный тест, который состоит из вопросов, охватывающих школьную программу математики и методику преподавания. По мнению министра образования Асхата Аймагамбетова, для тех студентов, которые действительно все четыре курса обучались в вузе и получили нужные знания, сдача теста не составит никакого труда. А выпускники, знания или компетенции которых по ряду причин не являются достаточными для обучения детей, не будут допущены в организации образования.
В прошлом году для будущих педагогов такое тестирование проводили в пилотном режиме, и результаты показали, что для многих вузов оно стало большим стрессом. Даже с учетом значительного снижения первоначально установленного порогового уровня необходимые баллы смогли набрать только 46% выпускников – 15 тысяч человек из 32 тысяч сдававших по республике. При этом ежегодно в организации образования трудоустраиваются 12-14 тысяч педагогов. С нынешнего года данный экзамен стал обязательным. Он будет показывать не только уровень подготовки самого молодого специалиста, но и качество преподавания профессии в вузе.
Светлана СВИЧ