Отсутствие заинтересованности в учебе у подрастающего поколения – одна из самых тревожных проблем современности, утверждает доктор философских наук Байжол Карипбаев. Они не читают, не знают порой самых известных классиков. Этот и множество других вопросов, актуальных для построения современного и конкурентоспособного общества, обсуждались на очередном заседании научно-экспертной группы Ассамблеи народа Казахстана, посвященном реализации инициатив, озвученных Главой государства в своем Послании.
Иллюстративное фото: bbc.com
– Это можно назвать настоящей бедой – дети бросают учебу, потому что не видят в ней необходимости. К сожалению, такова тревожная тенденция. Инфляция образования, то есть видимость того, что можно жить припеваючи без образовательного контента, стала маркером в ценностном поле современной молодежи. Как часто в аудиториях мы встречаем молодых людей, которые учатся без желания, без интереса. А на вопрос: «Зачем они здесь находятся?», искренне отвечают: «Родители заставляют». Причин у этого социального явления много, одна из них – формирование в сознании молодых людей модели успеха, не связанной с образованием. Кто сегодня на виду, на слуху? Это блогеры, тиктокеры, шоумены. К примеру, сегодня популярна профессия тамады, и образование им действительно ни к чему. Знаете шесть анекдотов и семь пословиц – и, пожалуйста, можешь вести какое-либо торжественное мероприятие. Тамада за вечер зарабатывает столько же, сколько преподаватель вуза за месяц. Конечно, это неблагодарное дело – считать чужие деньги, но это показательный факт. Очень важно формировать в сознании молодежи образ героя, нашего современника, успех которого – результат кропотливого труда и искренней заинтересованности. Для этого необходимо использовать СМИ, социальную рекламу, обеспечивать таких молодых людей грантовой поддержкой, – считает Байжол Карипбаев.
Еще одной из важнейших проблем профессор называет тот факт, что «в условиях глобальных изменений велика вероятность, что получаемые знания у студентов устареют раньше, чем выпускник выйдет на рынок труда». По его словам, на это обратил особое внимание Президент Касым-Жомарт Токаев.
– Поэтому перед профильным ведомством, то есть перед нашим Министерством образования, стоит неотложная задача по адаптации учебных программ к новым реалиям. Мы все, конечно, помним античную мудрость о том, что ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь. Такая установка требует от нас, преподавателей, формировать у обучающихся навыки к самостоятельному поиску знаний. К сожалению, современная форма образования в Казахстане не создает этой возможности. Тотальное тестирование, осуществляемое по принципу «Угадай мелодию», слишком схематизирует образовательный процесс, дает возможность в формате случайности получать положительные оценки. Классический вариант проверки знаний – это диалог, дискуссия, спор. Возвращение к такой форме приема экзамена, думается, будет способствовать формированию у обучающихся навыков аналитики, систематизации, конструирования самостоятельного взгляда на предмет изучения. И на рынок он придет не с суммой устаревших знаний, о которых говорит Глава государства, а с креативной способностью поиска аутентичных знаний, отвечающих потребностям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, – уверен Б. Карипбаев.
В ходе заседания научно-экспертной группы ее руководитель Вилен Молотов-Лучанский напомнил собравшимся, что 29 апреля состоится очередная, XXXI сессия АНК с повесткой дня: «Единство народа – основа обновленного Казахстана», на которой ожидается выступление Главы государства.
– Дискуссии в обществе по поводу роли Ассамблеи народа Казахстана не прекращаются. Существуют полярные мнения, возникают жаркие споры. Нам необходимо определить свою роль в Новом Казахстане, и я думаю, она нисколько не умаляется новыми задачами, а, наоборот, возрастает, – отметил Вилен Борисович.
По его словам, выдвинутые Президентом РК инициативы будут способствовать укреплению представительной роли АНК в верхней палате Парламента. Теперь пять депутатов будут рекомендованы ассамблеей в Сенат. В числе других актуальных предложений Главы государства – усиление роли институтов гражданского общества и СМИ, создание нового консолидирующего общество института – Национального курултая с участием представителей общественных советов, в том числе из регионов, депутатов, политических партий, членов АНК, экспертов. Это создаст принципиально новую дискуссионную платформу, на которой будут не только обсуждаться, но и приниматься решения для развития Нового Казахстана, где институты гражданского общества станут реальными двигателями демократических реформ.
– Уверен, что восприятие обществом новых норм пройдет успешно. Наша задача – построить Новый Казахстан, создать новый образ нашей суверенной страны. Как подчеркнул Президент РК, народ, который не верит в будущее, не может построить сильного государства. Этому есть достаточно примеров в истории. Мы тверды в своих намерениях и уверены в светлом будущем Казахстана, – констатировал В. Молотов-Лучанский.
Было отмечено, что Ассамблея народа Казахстана по Карагандинской области примет самое активное участие в намеченных общественных мероприятиях. В их числе – 30-летие государственных символов, которое будет отмечаться в этом году. Также будут праздноваться 100-летие Героев Советского Союза Талгата Бегельдинова, Маншук Маметовой, Хиуаз Доспановой, 105 лет со дня основания партии «Алаш». В рамках данных событий планируется проведение различных конференций, конкурсов с участием этнокультурных объединений, молодежи, студентов учебных заведений, преподавателей, научных работников в сфере истории, политологии.
Фархат КИНЖИТАЕВ