Этот человек благодаря своей силе воли и спортивному прошлому смог избавиться от наркозависимости. Сейчас он помогает другим спрыгнуть с иглы и не оказаться на обочине жизни.
О том, как вернуться в реальный мир с минимальными потерями, рассказал Андрей. В его судьбе были резкие повороты – от спортивных достижений до криминального прошлого. На момент окончания школы он профессионально занимался дзюдо. Член сборной Казахстана. У него была мечта: поступить в Ленинградский кораблестроительный институт. Поехал за мечтой, поступил, проучился 8 месяцев. А потом не стало страны – СССР.
Эпидемия пластмассовых
– Все рухнуло, стипендию не платили, – вспоминает собеседник. – Я остался в Санкт-Петербурге без перспектив. Как и любой спортсмен, тренировался в местном клубе. После развала Союза многие спортсмены, в том числе и я со своими друзьями, связались с криминалом. Занимались валютными операциями, мошенничеством, рэкетом. В определенный момент у меня появилось много денег.
Тогда же он впервые попробовал наркотики. Андрей был уверен, что ему, спортсмену, наркотическая зависимость не страшна.
– Попробовал раз, попробовал два, – вспоминает он. – Стал регулярно употреблять, как допинг, я прямо кайфовал, были новые ощущения, не сравнимые ни с чем.
Потом переехал в Москву. К тому моменту уже познакомился с героином – тяжелым наркотиком. И после очередного наркотического «фестиваля» он осознал, что элементарно не может встать и пойти в душ. Физически не может. К тому же психологически подавлен. Состояние депрессивное, ноги болят и тело крутит.
Не заметил, как втянулся
– Я слышал, что такое ломка, и понял, что дошел до этого состояния. И первой моей мыслью был страх перед дальнейшими ломками. Я тут же позвонил, чтобы мне срочно привезли наркотики. По мере их употребления нарушаются все коммуникации. Тебе надо все больше и больше денег, и ты не выбираешь способы, чтобы их достать. Превращаешься в непорядочного человека, можешь перешагнуть через нормы морали – например, обмануть близкого, пойти на более страшные вещи. Ты превращаешься в циничное существо, у которого на первом плане наркотики.
Тогда-то у него и появился целый набор уголовных статей: мошенничество, рэкет, нарушение правил валютных операций. Но потом случилось просветление и он зажил нормальной жизнью.
– Но постоянно манило прошлое состояние, – говорит Андрей. – В определенный момент сломался, и все пошло по кругу. Итого я употреблял наркотики около 20 лет.
Его супруга, безуспешно пытавшаяся вылечить от пагубного пристрастия, в итоге сама подсела на иглу и очень быстро умерла от передозировки.
– Когда заболела моя мама, последний близкий мой человек, решился на очередную реабилитацию, – вспоминает собеседник. – Меня увезли в загородный дом, семь месяцев я там находился в изоляции. Взял свой телефон с прежними контактами и разбил его о бетонный пол. Понимал, что если сейчас не спасусь, то обратного пути не будет. Мысленно достал саблю, как турецкий ятаган, и «отрубил» то, что сзади было. Стал восстанавливаться. Девять дней страшно болел, не мог ни есть, ни встать. Тогда один из приятелей мне сказал: «Дружище, ты же спортсмен! В голове у человека есть все, чтобы преодолеть свои проблемы. Ты просто поверь, что выкарабкаешься». Я поверил, так как понимал: обратного пути нет. У мамы был инсульт, и я знал, что если проиграю эту войну, то за ней некому будет ухаживать.
Он вернулся в Караганду, где, по его словам, его как будто «переключили». Всем бывшим контактам он сказал: «Прощайте». Сейчас он работает в НПО «Умит», занимается профилактикой ВИЧ и туберкулеза. Кроме того, сотрудничает с реабилитационными центрами, спасает наркоманов.
В прошлом никого не винит, только самого себя. Бросил он наркотики в 2012 году, 22 января, и с тех пор отмечает этот день как дату второго рождения.
– Как я думал: попробую один раз, ничего страшного. Знайте, этот «один раз» – самое страшное. И тот, кто тебе предложил наркотик в первый раз, – самый страшный человек в твоей жизни. Это может быть кто угодно – и близкий друг, и даже родственники. В моей практике был случай, когда мама колола 14-летнего сына…
Тебе это не нужно
– История Андрея – типичная для наркозависимых, – комментирует ситуацию заведующая диспансерным наркологическим отделением Карагандинского областного центра психического здоровья Оксана Шефер. – Сейчас по региону на учете состоит порядка 8 тысяч пациентов, 40% из них наркозависимые, около 5% – от синтетических наркотиков. У нас лечатся пациенты с 18 лет, у некоторых стаж к этому возрасту уже 3-4 года, и зависимость сформирована. Если человек настроен вылечиться и хочет избавиться от зависимости, то все возможные условия мы предоставляем. Если он сам не хочет, то, как бы мы ни старались, он выйдет из наших стен и возьмется за прежнее.
Мы оказываем не только медикаментозную помощь. Главное – это поддержка, если человек настроен на лечение. Бывают моменты, когда пациент хочет уйти, отказаться от лечения. Тут нужны своевременная психологическая поддержка и настрой на дальнейшее лечение. Важно не настраиваться на то, что «я молодец и откажусь от наркотиков», а самое главное – чтобы молодой человек понимал, что употребление наркотиков ему просто не нужно.
Лиэль СТЕПКИНА
Коллаж из архива «ИК»