«Чтоб правила движения шоферы соблюдали, стоит он днем и ночью у края магистрали…» – такая когда-то была песня про инспекторов дорожного движения. В далекие 80-е годы молодой инспектор так же стоял на посту и пристально всматривался в дорогу.
Нарушителей и тогда было немало. Заметив одного из них, старший лейтенант ГАИ быстро среагировал и остановил машину. Из нее с испуганным видом вышел парнишка. Виновник суетливо предъявил документы и умоляющим тоном вымолвил:
– Отпустите, пожалуйста, товарищ инспектор!
– Не положено! Вы нарушили Правила дорожного движения. Будем оформлять протокол, – строго заявил человек в форме.
Не зная, как ускользнуть от ответственности, нарушитель гордо заявил:
– У меня тут родственник работает. Офицер Есентай Шайменов!
Услышав такое заявление, гаишник чуть не рассмеялся:
– Правда? А вот он, перед тобой!
Такое нелепое вранье всем подняло настроение. Позже выяснилось, что парень – земляк жены инспектора. А фамилия его была у всех на слуху.
Конечно, таких забавных историй в жизни Есентая Шайменова, полковника полиции в отставке, долгие годы проработавшего в должности начальника госавтоинспекции Карагандинской области, довольно много. Однако работа дорожного инспектора далеко не веселая и благодарная. Не все понимают, что у сотрудника ГАИ в первую очередь задача – пресечь нарушение, чтобы потом оно не обернулось бедой. Безопасность на дороге всегда была и остается актуальной. И об особенностях и трудностях этой работы Е. Шайменов знает не понаслышке, так как на службу он пришел рядовым инспектором.
– Разумеется, в «органах» работать непросто, а в госавтоинспекции – вдвойне, – утверждает ветеран службы. – Вначале, когда на линии работал, заступал на сутки. На службе это время кажется вечностью, столько случается дорожных происшествий, аварий, иногда со смертельным исходом. День и ночь под открытым небом, порой приходится стоять и в дождь, и в снег, и в морозы. Моим рабочим местом была автодорога. Считаю, что инспектору надо быть не только стрессоустойчивым, со стальными нервами, но и умелым психологом, для того чтобы спокойно донести до нарушителя его обязанности в рамках закона.
И придерживаться этого принципа даже тогда, когда некоторые водители ведут себя неадекватно, не признают свою вину. Хамят, считает Есентай Шайменов, просто потому что не хотят платить штраф.
– Однако бывает, что у человека на работе или в семье проблемы, и он срывается. И поэтому каждый раз, даже если допущены грубые нарушения, надо разговаривать вежливо. Ситуации разные, и водители тоже. Но правила для всех одинаковые. Если виноват, то значит нужно отвечать! – говорит полковник полиции в отставке.
Эту нелегкую профессию он выбрал еще в юности. Его дядя работал в поселке Киевка водителем, и мальчика, увлекающегося техникой, научил управлять автомобилем. А после школы по примеру старшего друга, который поступил на факультет автомобильного транспорта политеха, пошел туда же.
Еще юный Есентай хотел стать юристом. Наверное, потому что очень уважал дядю – брата отца Заду Кажыбекова, в свое время известного юриста, стоявшего у истоков органов юстиции области. Но прежде получил высшее образование по специальности «Инженер-механик автомобильного транспорта».
По распределению молодой специалист хотел работать в ГАИ, но отец – известный педагог, отличник просвещения КазССР Каип Шайменов, хотел видеть сына продолжателем его дела. И Есентай по его воле начал трудовой путь в этом же высшем учебном заведении в качестве ассистента. После молодой и перспективный специалист проходил стажировку в Московском автодорожном институте, сдал кандидатский минимум.
Вернувшись в Караганду, продолжил работу в политехническом институте в должности заместителя заведующего кафедрой. В тот же год 27-летний Шайменов создал семью. Их счастливый брак длится вот уже 43 года. В этом большая заслуга любимой супруги Гулкен, которая создавала домашний уют, воспитывала троих детей, поддерживала его во всем, терпеливо относилась к ненормированному графику работы мужа, понимая его ответственную должность.
В 1983-м размеренную преподавательскую деятельность Есентай сменил на беспокойную работу инспектора ГАИ. В этот раз отец не возражал и дал добро сыну осуществить давнюю мечту.
– На новом месте коллеги надо мной посмеивались: мол, ты работал заведующим кафедрой, был научным сотрудником. Теперь же ходишь в кирзовых сапогах, с пистолетом и жезлом, – смеется он, вспоминая слова напарников.
В те времена он на себе испытал всю сложность любимой профессии, набирая бесценный опыт. Огромное желание оттачивать профессиональные знания стало поводом поступить в 1990 году заочно на юрфак КарГУ. Учился целых пять лет. В 1993-м его старание и отношение к службе заметил тогдашний начальник областной ГАИ Денис Фельде, выдвинув на должность руководителя городского подразделения.
Тот год для Шайменова выдался продуктивным и одновременно тяжелым. Ушел из жизни отец, который был для него большим авторитетом. Он сильно горевал, потеряв родного и дорогого человека. Но работа не дала опустить руки. Караганда – город большой, много проблемных вопросов. Спустя годы упорного труда его назначили начальником областной ГАИ.
– В 1997 году объединили две области. Численность сотрудников выросла до 1050 человек. Самой актуальной задачей было обеспечение безопасности на дорогах, улицах и трассах, также работали во время визитов Главы государства. В те годы регионом руководил Камалтин Мухамеджанов. Сам по специальности транспортник, он четко понимал все вопросы дорожной дисциплины. Как-то аким дал серьезное задание обследовать кольцевые развязки в городе согласно транспортному потоку, выделить преимущества и недостатки, возможность их перестроить в перекрестки. Дело в том, что в конце 90-х было много нестыковок в организации городского дорожного движения. На дорогах – путаница, случалось множество автокатастроф. В результате проделанной нами работы в городе убрали порядка 10-12 кольцевых развязок. Благодаря этому улучшилась организация движения, водители были довольны, что меньше стало заторов, – вспоминает собеседник.
По словам Шайменова, если сравнивать прошлое с нынешним временем, то, конечно, в век цифровизации многое изменилось. Техника развивается, везде установлены камеры видеонаблюдения, что очень облегчает работу службы. Все нарушения автоматически фиксируются, благодаря чему ускоряется процесс оформления и водитель понимает, что просто так не уйдет от ответственности.
В 2006 году Есентай Каипович вышел в отставку по выслуге лет в звании полковника полиции. Но даже на заслуженном отдыхе он не переставал трудиться во благо общества. Так он снова обратился к сфере образования и научной деятельности. Работал старшим преподавателем в Казахском гуманитарном юридическом университете в Астане, заведующим кафедрой гражданского и инвестиционного права, проректором по научной работе, первым проректором в Карагандинской юридической академии «Фемида». Сейчас он первый проректор Центрально-Казахстанской академии, профессор кафедры частного права. Опубликовал два учебных пособия, 30 научных трудов.
Свой досуг деятельный ученый и полковник в отставке проводит разнообразно: шахматы, бильярд, настольный теннис, плавание. В последнее время увлекся еще и ходьбой, каждое утро начинает с пешей прогулки на 5-6 километров. Дополнительно тренирует тело спортивными упражнениями на свежем воздухе.
В свои почти 70 лет бодрый, подтянутый и жизнерадостный Есентай Каипович Шайменов особо ценит, что в его жизни любимое дело, достижение намеченных целей удачно совместились с созданием гармоничной семьи, где правильное воспитание получили дети и внуки.
Қайныш БҰХАРБАЙ
Фото Александра МАРЧЕНКО