Всем известно, что школьное образование играет большую роль в становлении личности ребенка. Это время, когда формируется характер и можно привить ученику жизненные ценности, которым он будет следовать в дальнейшем. Вот и один из основных методов борьбы с коррупцией – изменение образа мышления – тоже должен начинаться с порога школы. Такого подхода придерживаются в филиале Академии госуправления при Президенте РК по Карагандинской области.
Недавно в «ИК» был опубликован материал про директора школы, которая занималась незаконной подработкой. Казалось бы, каждый госслужащий должен знать о своих правах, обязанностях и должностных полномочиях, но подобные факты показывают, что не все так просто. Для того чтобы вырастить новое поколение честных и справедливых граждан, которые станут основой Нового Казахстана, педагоги должны служить достойным примером для своих подопечных. Особая роль здесь отведена директорам школ и руководителям дошкольных учебных организаций, поэтому они стали участниками семинара-тренинга «Противодействие коррупции в сфере образования», прошедшего в здании областного филиала партии «Amanat». Организатором выступил отдел внутренней политики города Караганды.
– Коррупцию называют болезнью общества, и ее необходимо пресекать на корню, используя при этом превентивные методы. Сегодняшняя встреча направлена на основы и новые методы борьбы с этой проблемой в дошкольных организациях и школах, – отметил директор областного филиала Академии госуправления при Президенте РК Серикжан Байбосынов. – С момента обретения независимости мы пытаемся искоренить культуру взяточничества. За эти тридцать лет неоднократно вводились изменения в законодательство, посадили за решетку немало граждан, в том числе государственных служащих, ступивших на кривую дорожку, однако на их место приходят новые нарушители, а проблема не становится меньше. На сегодняшний день мы хотим взять за основу международный стандарт и создать антикоррупционную культуру.
Инициаторы считают, что в этом деле нашему государству может помочь опыт передовых стран Европы. В качестве примера была приведена Финляндия, которая входит в пятерку стран с самым низким уровнем коррупции.
– В послевоенные годы Финляндия погрязла во взятках, а сегодня подобный опыт минимизирован и практически искоренен, – рассказал преподаватель юридического факультета КарУ им. Е.А. Букетова Руслан Токатов.
Эксперты считают, что это стало возможным благодаря проведенным реформам в сфере образования. Содержание учебного плана там осталось прежним, но изменился подход к ученикам: к примеру, уроки школьников начальных классов проходят в развлекательной, игровой форме. Дети по утрам спешат на занятия и любят учиться.
– Помню, что прочно укрепился в моей памяти пример из исследования опыта борьбы с коррупцией в Финляндии. У учительницы математики старших классов спросили: «Какая ваша главная цель в преподавании?», и она ответила: «Сделать своих учеников счастливыми». Подобных установок придерживаются и остальные педагоги – это то, к чему нам нужно стремиться, – добавил Р. Токатов.
Участники семинара тоже высказали волнующие их проблемы. Большинство считает, что статус педагога начал терять свою значимость. Отмечали также и различия между менталитетом казахстанцев и жителей стран Европейского Союза. Кроме того, многие директора школ поддержали предложение о возвращении добровольного труда школьников. Это они объяснили необходимостью воспитывать в детях привычку трудиться.
Сымбат АКИМХАНОВА