Экологический кодекс Казахстана начали пересматривать несколько лет назад. В предыдущий документ, действовавший с 2007 года, вносились поправки более 100 раз. Как представители государственных структур, так и инвесторы стремились его модернизировать и создать прочную основу для устойчивого развития.
Казахстан одним из первых в мире ратифицировал Парижское соглашение от 6 декабря 2016 года. По реализации данного документа наша республика к 2030 году намерена сократить выбросы парниковых газов на 15%. Для достижения поставленной цели Казахстан обновил определяемый на национальном уровне вклад (ОНУВ), а также принял новый Экологический кодекс. Об этом заявил Премьер-министр РК Аскар Мамин, выступая в начале ноября на глобальном Саммите мировых лидеров Рамочной конвенции ООН по изменению климата СОР26 в Глазго (Шотландия). В своем выступлении он подчеркнул, что «Казахстан увеличит объем энергии из возобновляемых источников в 5 раз с 3% до 15%, выработку энергии из экологически чистых источников – в 2 раза с 20% до 38%. Будет повышен потенциал поглощения углерода за счет посадки свыше 2 млрд деревьев к 2025 году. Планируется, что доля вырабатываемой из угля энергии снизится с 70% до 40%».
Глава Правительства подтвердил приверженность Казахстана выступить в качестве Регионального климатического хаба Центральной Азии по устойчивому развитию. Это позволит объединить усилия стран в обеспечении «зеленого» экономического роста через трансферт технологий, привлечение «зеленого» финансирования, обмен знаниями и инновациями на площадке Центра «зеленых» финансов Международного финансового центра «Астана» и других региональных организаций, занимающихся климатической повесткой. В рамках СОР26 Казахстан присоединился к Декларации по лесам и землепользованию, а также Обязательству по образованию и вовлечению молодежи. Акиматам регионов на одном из последних заседаний Правительства поручено обеспечить исполнение всех мероприятий, запланированных на 2021 год в рамках Дорожных карт по улучшению экологической ситуации.
После потрясений
Несколько лет консультаций и разработки завершились подписанием Президентом страны новой редакции Экологического кодекса 2 января 2021 года. Его введение в действие сопровождалось внесением изменений и дополнений в ряд других законодательных актов, включая, в частности, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях и Налоговый кодекс. Объединение юридических лиц «Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KAZENERGY» затронуло эту тему в опубликованном недавно национальном энергетическом докладе «KAZENERGY 2021».
Ассоциация «KAZENERGY» была создана 2 ноября 2005 года с целью поддержки развития предпринимательства в нефтегазовой сфере. За более чем 10-летнюю историю она объединила свыше 80 крупных игроков нефтегазового и энергетического комплекса, в том числе добывающие и транспортные, сервисные и геофизические, урановые и другие транснациональные компании. В рамках экологической деятельности «KAZENERGY» принимает участие в работе по совершенствованию экологического законодательства, вырабатывает единую позицию предприятий нефтегазового и энергетического комплекса в совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы природопользования в сотрудничестве с государственными органами, а также представляет позиции членов объединения в решении экологических проблем. Объединение способствует разработке и внедрению экологически чистых, ресурсосберегающих технологий в стране, создавая условия для устойчивого развития казахстанской экономики в долгосрочной перспективе.
В очередном, пятом выпуске национального энергетического доклада «KAZENERGY-2021» внимание акцентировано на новом ландшафте, складывающемся после потрясений 2020 года, и влиянии на отрасль, в том числе рассмотрены такие ключевые вопросы, как анализ влияния COVID-19 на мировую экономику и энергетические рынки в 2020 году; экологическая и климатическая политика Казахстана; анализ глобального «энергетического перехода» и т.д.
Загрязнитель платит
Пересмотренный Экологический кодекс Казахстана вступил в силу 1 июля 2021 года.
Он сохраняет предыдущую систему и ранее действовавший подход к экологическому регулированию, но вводит ряд новых ключевых элементов. Принцип «плати и загрязняй» сменяется принципом «загрязнитель платит (и устраняет ущерб)».
Согласно статье 5 Экологического кодекса, в соответствии с принципом «загрязнитель платит», лицо, чья деятельность вызывает загрязнение окружающей среды и приводит к причинению прямого ущерба экологии или жизни людей, несет все расходы по его устранению и исправлению, а также по предотвращению будущего ущерба. Данный принцип подкрепляется тем, что организации должны активно стремиться к предотвращению загрязнений и нанесения иного ущерба экологии в ходе их деятельности, чтобы избежать обременительных штрафов.
В новом Экологическом кодексе на смену понятию «плата за эмиссии в окружающую среду» приходит понятие «плата за негативное воздействие на окружающую среду», что смещает акцент в сторону предотвращения (недопущения) ущерба. Однако общая категоризация экологических платежей в Налоговом кодексе изменилась лишь незначительно, а административный механизм взимания платежей остался в целом неизменным по сравнению с предыдущим кодексом 2007 года.
Все доходы от экологических платежей, как известно, теперь идут на деятельность, направленную исключительно на охрану окружающей среды и развитие инфраструктуры, а не в казну городов и районов. В 2016-2018 гг. только от 36% до 53% всего объема экологических платежей расходовались на охрану окружающей среды. Остальные поступления в основном пополняли местные бюджеты.
Новый Экологический кодекс требует, чтобы предприятия, являющиеся крупными источниками выбросов, к 2023 году внедрили автоматизированные системы мониторинга эмиссий. Они придут на смену текущему подходу, предполагающему сбор таких данных вручную.
Особенно важным обстоятельством является то, что новый Экологический кодекс требует внедрения наилучших доступных техник (НДТ) на объектах I категории. В нем также разъясняется общая схема их внедрения. Обязательное внедрение наилучших доступных техник, пожалуй, является наиболее амбициозным, а также наиболее спорным аспектом нового Экологического кодекса. Созданная по образцу системы НДТ Европейского союза, которая была сформирована в поддержку Директивы о промышленных выбросах (IED), казахстанская схема внедрения НДТ фактически представляет собой процесс модернизации промышленности за счет экологического регулирования.
Согласно статье 113 Экологического кодекса, под НДТ понимается «наиболее эффективная и передовая» стадия развития применяемых отраслевых технологий и методов, которые при надлежащем использовании в ходе проектирования, строительства, эксплуатации, управления и вывода из эксплуатации промышленного объекта предотвращают или минимизируют негативное воздействие на окружающую среду.
Идея НДТ для Казахстана не нова. Она присутствовала и в предыдущем Экологическом кодексе 2007 года, но раньше это была добровольная инициатива, направленная на улучшение экологических показателей. Организации могли либо получить разрешение на определенный уровень эмиссий (выбросов в атмосферу, твердых отходов и сточных вод) и оплатить соответствующие сборы, либо получить комплексное экологическое разрешение (за счет внедрения НДТ). Практически все предприятия в энергетическом секторе отдали предпочтение первому варианту, поскольку он избавлял их от многочисленных факторов неопределенности, потенциально существенного объема расходов и различных бюрократических сложностей.
В соответствии с новым Экологическим кодексом внедрение НДТ является обязательным для всех объектов I категории. Оно начнется с 50 предприятий, которые являются крупнейшими источниками выбросов в составе данной группы. В совокупности на долю этих предприятий приходится свыше 80% выбросов в атмосферу в Казахстане. Они должны будут придерживаться нормативов так называемых «заключений по НДТ», утвержденных на основании справочников по НДТ, которые в настоящее время разрабатываются Международным центром «зеленых» технологий и инвестиционных проектов (МЦЗТИП).
Предприятия, не соблюдающие нормативы, указанные в заключениях по НДТ, обязаны разработать программу повышения экологической эффективности (программу внедрения НДТ). Она должна включать: (1) сроки, к которым должны быть достигнуты технологические нормативы; (2) сроки, к которым должны быть достигнуты нормативы эмиссий; (3) график планируемых мероприятий по реконструкции или модернизации технических установок; а также (4) сведения о наличии возможности поэтапного достижения технологических нормативов и нормативов эмиссий (снижения выбросов) в соответствии с проектными решениями по НДТ. Официально предусмотрено, что 97 предприятий I категории должны реализовать свои программы НДТ до 1 января 2035 года.
Валентин ШИПУНОВ