back to top
7.1 C
Алматы
Вторник, 7 октября, 2025
No menu items!
ДомойНовостиОбществоДеньги возвращаются: защищать свои права важно и возможно, особенно когда закон на...

Деньги возвращаются: защищать свои права важно и возможно, особенно когда закон на вашей стороне

Несостоявшийся праздник обернулся спором: клиент требует вернуть аванс, а ресторан ссылается на внутренние правила.

Когда в семье случается беда, думать о торжествах уже не приходится. Но, как оказалось, даже в такие моменты можно столкнуться с равнодушием и формализмом. В Караганде местный житель лишился близкого родственника и был вынужден отменить ранее запланированный банкет. Но ресторан, с которым был заключен договор, отказался возвращать предоплату. Тогда в дело вмешался областной департамент торговли и защиты прав потребителей.

Как сообщил сам заявитель, он заранее уведомил ресторан о невозможности провести мероприятие, предоставив все необходимые документы, подтверждающие трагическое событие. Однако представители заведения отказались возвращать средства, сославшись на внутреннюю политику и некие устные договоренности. При этом Закон РК «О защите прав потребителей» гласит, что каждый гражданин имеет право свободно заключать договоры на приобретение товаров и услуг, а также расторгать их в случае, если услуга не может быть оказана (статьи 8 и 8-1). Это означает, что если у потребителя возникает уважительная причина, не зависящая от его воли, то он вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных средств.

Как пояснила главный специалист областного департамента торговли и защиты прав потребителей Асель Сахариева, такие действия со стороны ресторана могут быть признаны неправомерными.

– Если есть уважительная причина, например, смерть близкого родственника, и она подтверждена документально, то потребитель вправе отказаться от услуги и вернуть свои деньги, – отметила Асель Сахариева. – Это не просто моральный вопрос, это прямая норма закона.

Она добавила, что в подобных случаях применяется также статья 374 Гражданского кодекса РК. В ней говорится, что обязательство прекращается, если его исполнение невозможно по не зависящим от сторон причинам. То есть если клиент не может воспользоваться услугой по объективным обстоятельствам, то ресторан не вправе настаивать на исполнении договора и удерживать деньги.

– Кроме того, если между сторонами не было подписано соглашение, где прямо указано, что предоплата является безвозвратной, то вступает в силу статья 338 ГК РК. Согласно ей, если обязательство прекращено до его начала по соглашению сторон или по причинам, не зависящим от воли сторон, задаток подлежит возврату, – подчеркнула специалист.

Отдельного внимания заслуживает статья 686 ГК РК, которая регулирует оказание выездных услуг. Она предусматривает, что потребитель может отказаться от услуги в любое время, но обязуется оплатить только те расходы, которые исполнитель уже понес и может подтвердить документально.

– Если же таких затрат не было или они не доказаны, то удержание всей суммы считается неправомерным, – продолжила А. Сахариева. – Очень важно, чтобы люди знали свои права и не боялись их отстаивать. Отказ в возврате средств – не окончательный приговор. Даже если бизнес отказывается идти навстречу, у потребителя есть законные инструменты защиты.

В такой ситуации стоит направить в ресторан официальную претензию с требованием вернуть средства. В письме нужно указать обстоятельства отмены, сослаться на статьи закона и приложить копии подтверждающих документов. Вежливо, но твердо потребовать возврата средств с указанием разумного срока для ответа. Если заведение проигнорирует обращение или вновь откажет без объяснений, то нужно обратиться в департамент по защите прав потребителей или напрямую в суд. Важно помнить, что даже в условиях подписанного договора закон не допускает безоговорочного удержания предоплаты, если услуга не оказана и не понесены затраты.

– Очень важно оформлять договорные отношения письменно, особенно при внесении предоплаты. Устные договоренности – слабая защита в конфликтной ситуации. Всегда стоит заранее уточнять условия возврата средств, а в случае возникновения спора – не бояться обращаться за помощью к специалистам, – говорит А. Сахариева.

После вмешательства департамента и разъяснения правовых норм ресторан пересмотрел свою позицию и вернул потребителю всю сумму предоплаты. История завершилась справедливо в пользу человека, который оказался в трудной жизненной ситуации.

– Защищать свои права важно и возможно, особенно когда закон на вашей стороне, – подытожила специалист.

Наталья ФОМИНА

Коллаж «ИК»

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Уснувших водителей на автобане Караганда – Балхаш разбудит разноцветный лазер

«Умная» система поможет автолюбителям избежать трагедии на дороге. Того, кто устал за рулем, взбодрит световой оповещатель. По данным пресс-службы АО «НК «ҚазАвтоЖол», для повышения безопасности...

Палитра культур и эмоций под единым шаныраком

Во Дворце культуры Темиртау состоялось грандиозное мероприятие, посвященное 30-летию Ассамблеи народа Казахстана и 30-летию греческого культурного центра «PONTOS». Праздник собрал представителей со всех уголков...

В селе Аппаз Каркаралинского района построили мост

Новое инженерное сооружение, объединившее два берега одноименной реки, собрали всего за месяц. В населенному пункте проживают около 770 человек. Для них это долгожданное событие,...

С переменным успехом: карагандинские волейболистки закрепились на третьей позиции республиканского турнира

Сыграны очередные матчи первого тура чемпионата Казахстана по волейболу среди женских команд Национальной лиги. В Петропавловске «Караганда» в игре с хозяевами турнира «Куанышем» потерпела...

Вдохновят на путешествие: в Карагандинской области открылся еще один визит-центр

Развитию туристической отрасли в регионе уделяется повышенное внимание. Очередной туристический островок заработал в конце сентября в Балхаше. Как сообщили в акимате города, Balkhash Visitor Center...