Продолжает делать то, что всегда делала, – помогать людям и заботиться о близких
«В голубом небе величаво плывут облака. Радует глаз нежная зелень распустившихся листьев. Мы видим окружающую нас красоту, наслаждаемся ею. А ведь есть люди, которые лишены этого величайшего счастья – видеть! Я хочу стать глазным врачом, возвращать людям радость жизни!»
Так писала в своем школьном сочинении Марьям Шакенова. Эти строки юной мечтательной девочки – не просто мысли из тетради, они стали формулой всей ее дальнейшей жизни. Потому что в них – и профессиональный выбор, и человеческая миссия, и суть одной большой судьбы, посвященной другим.
Сегодня имя Марьям Кенжебаевны известно далеко за пределами Караганды. Ее уважают коллеги, по сей день благодарят пациенты, любят родные. Она врач-офтальмолог высшей категории, отличник здравоохранения Республики Казахстан, первопроходец в сфере контактной коррекции зрения в регионе. Но в первую очередь человек редкой доброты и удивительной стойкости, женщина, которая своей работой благодаря профессиональным навыкам восстановила зрение тысячам людей, а значит, вернула им полноценную жизнь и яркие краски мира.
Призвание, которое не обмануло
Марьям Шакенова пришла в медицину не случайно. Получив диплом врача-педиатра, она начала работу в детской больнице Караганды. Молодая, ответственная, с искренней любовью к детям, она за короткий срок заслужила уважение коллег. Но что-то внутри подсказывало: ее истинный путь – в другом. Сердце безудержно вело к офтальмологии.
– В глубине души я понимала, что хочу и должна заниматься глазами. Это было даже не решение, а внутреннее убеждение. Как будто я заранее знала, что когда-нибудь буду врачом-окулистом, – вспоминает Марьям Кенжебаевна.
В скором времени она снова села за студенческую парту. Учеба в клинической ординатуре при Карагандинском медицинском институте, бесконечные дежурства, первая сложная операция – все принимала стойко, как данность. А затем были курсы в Алма-Ате, стажировка в Москве, где она познакомилась с профессором Анатолием Киваевым – выдающимся специалистом в области контактной коррекции зрения. Позднее он стал ее научным руководителем и дал ей импульс к решающему шагу.
В 1970-е годы в Караганде как одном из индустриальных и научных центров страны быстро развивалось здравоохранение. Но лаборатории контактной коррекции зрения, подобной алма-атинской, в шахтерской столице не было. Руководство областного здравоохранения сделало ставку на молодого врача, проявившего себя как талантливого хирурга и вдумчивого организатора. Четыре года подготовки, освоение оборудования, поездки, переписка с коллегами: все это было ради одной цели – открыть лабораторию, где людям действительно восстанавливали бы зрение.
– Когда мне предложили создать лабораторию, я понимала, насколько это ответственно. Но у меня не было страха. Было желание работать, развивать новое направление, помогать людям, – делится врач.
Так в 1976 году в Караганде заработала первая в регионе и вторая в стране лаборатория контактной коррекции зрения. И на протяжении не одного десятилетия и по сей день бессменным руководителем остается Марьям Шакенова.
– Я благодарна судьбе за встречу с моими наставниками – М. Сыртановой, Л. Тен, А. Медведевым, Е. Коневской, Н. Арефьевым. Они учили не просто врачебному делу, но и чуткому отношению к пациенту, – признается она.
Свет, возвращенный людям
– Казалось бы, линзы. Что может быть проще? Но ведь за этим стоят ответственность, точность, опыт и понимание, что перед тобой человек, который хочет видеть. А значит, хочет жить, – говорит Марьям Шакенова.
В книге отзывов – множество благодарственных записей. Одну из них сделал ветеран войны из Павлодара С. Вирюк: «У меня резко ослабло зрение, потом перестал видеть левый глаз. После операции рекомендовали контактные линзы. Написал письмо в Караганду. Врач Шакенова не оставила мою просьбу без внимания. Потратила много сил и времени. И теперь я снова вижу! Это большое счастье. Спасибо доктору за ее чудесные руки, дарующие свет», – пишет автор письма.
Немаловажно и то, что Марьям Кенжебаевна никогда не делила пациентов на «удобных» и «сложных», «местных» и «приезжих». К ней ехали со всей страны, из разных городов и регионов – Астаны, Кокшетау, Петропавловска, Павлодара, Жезказгана. Люди передавали друг другу ее имя как рекомендацию, проверенную временем.
Но не все было так радужно. Были и сложные времена. Перестройка, лихие 90-е, снижение финансирования, наплыв частных клиник, предлагающих те же услуги без лицензии и аккредитации.
– Честно сказать, было тяжело. Казалось, все вокруг рушится. Родные и близкие уговаривали: брось работу, отдохни, нянчи внучку! Но я не могла уйти. Потому что лаборатория – моя судьба, мое детище. И те, кто рядом трудились, стали мне как родные, – признается она.
И лаборатория выстояла. Более того, стала единственной среди частных клиник региона, получившей государственную аккредитацию.
– Раньше, когда не было доступных искусственных хрусталиков, мы помогали пациентам после операций, изготавливая для них жесткие контактные линзы. После удаления хрусталика человек практически ничего не видел, а мы подбирали индивидуальные линзы, которые заменяли громоздкие очки и возвращали людям зрение. Центр обслуживал тогда восемь областей Казахстана. И сейчас мы продолжаем работать по той же системе: снимаем точные параметры, изготавливаем линзы под конкретного пациента и достигаем стопроцентной коррекции. Используем английское оборудование, все делаем на месте быстро, точно, эффективно, – рассказывает о своей работе Марьям Шакенова.
Признание и наследие
Весь этот жизненный путь она проходит не одна. Более шестидесяти лет рядом с ней заботливый и верный супруг, профессор Кусни Аменович Елеуов, выдающийся травматолог, человек принципа и большого интеллекта. Вместе они воспитали сына Талгата, ставшего юристом, в чьих словах звучит бесконечная благодарность родителям: «Сколько себя помню, родители всегда рядом – как мое дыхание, как мое сердце… Не навязчиво, но настойчиво вел и ведет меня по жизни отец. Какое бы решение я ни принимал, всегда думал: а как бы на моем месте поступил он? И эта мысль давала мне возможность не ошибиться в выборе. Говоря о папе, я всегда думаю о маме, поскольку в моем сознании они – единое целое. Принципиальность и требовательность отца, добрые мамины руки и моя уверенность в завтрашнем дне – неделимые и вечные понятия».
Их семейные воспоминания, отзывы родных, друзей и коллег собраны в книге «Өмір – өзен» («Жизнь – река»), изданной в 2010 году. В ней – подлинная летопись любви, профессионального долга и человеческой чести. Мариям Шакенова – не из тех, кто говорит о своих заслугах, хотя их немало. Это участие в конкурсном альбоме «Ажар» Ассоциации деловых женщин Казахстана в номинации «Золотой фонд нации», множество почетных грамот и заслуженное звание «Отличник здравоохранения РК».
Доктор филологических наук, профессор Нурсулу Букетова как-то раз сказала: «Я ничуть не ошибусь в том, что активная и деятельная Марьям Кенжебаевна дополняет и украшает жизнь Кусни Аменовича. Думаю, что слова великого Абая «Ты зрачок глаз моих» как нельзя лучше подходят как к профессиональной деятельности доктора Шакеновой, так и к любимой женщине профессора Елеуова».
Сегодня, оглядываясь на путь длиною в десятилетия, она продолжает делать то, что всегда делала – помогать людям и заботиться о близких. Шакенова – пример для молодых специалистов казахстанской медицины, а для тысяч людей – любимый врач, который восстановил им зрение.
В канун дня рождения хочется сказать этому замечательному человеку самые простые, но нужные слова: спасибо за верность профессии! Пусть ваша жизнь, как и прежде, будет наполнена смыслом, уважением и светом. Пусть ваша душа светится, как те глаза, которым вы подарили способность видеть.
Қайныш БҰХАРБАЙ
Фото Александра МАРЧЕНКО