Если вопрос касался защиты домашнего очага или Родины, то степную женщину не узнать!
Сильные, свободные и смелые
Казахские женщины на самом деле – самые свободные представительницы мусульманского мира. Так считает основатель компании HR Capital Рифат Абдураманов, который провел целое исследование.
– Все знают игру «қыз куу», когда девушка скачет на коне, а юноша должен ее догнать и поцеловать. Не догнал – в обратную сторону она его с камчой гоняет! Где вы это видели в мусульманском мире? Такова наша история, мы – кочевники, – рассказывает Р. Абдураманов.
Если вдруг нападали враги, то арбу переворачивали, и из луков стреляли и мужчины, и женщины. В национальных видах спорта также есть игра «батыр-қыз», когда девушка скачет на коне, стреляя из лука по мишени.
– Да, это наша культура. У нас на самом деле независимые, свободные женщины. И вообще они – двигатель нашей страны. Слабому полу надо больше давать рычагов управления. Я заметил: если женщина руководитель, то порядка в этой области больше, – делится наш собеседник.
Автор книги «Ұлы даланың дана арулары» – «Женщины Великой степи» Аршагуль Тойбаева тоже указывает в своем труде, что женщины степи отличались от других восточных народов тем, что обладали гораздо большей независимостью и свободой. Многие были прирожденными лидерами, принимали важные для народа решения.
Прародительница женщин-воинов
Эта книга охватывает историю древнего Сакского государства, Золотой Орды, Казахского ханства, советский период и настоящее время. Ее повествование опирается на научные труды историков Льва Гумилева, Юрия Зуева, Алексея Левшина, Вадима Михайлина и других.
– Степь родила такие типы женщин, как подруга-соратница, советница хана, родоправительница, женщина-острослов и, наконец, женщина-воин, – рассказывает Аршагуль Тойбаева. – В древние века известны женщины-воины – правительницы Сакского государства степных кочевников, о которых сложены легенды.
К примеру, это сказание о царице Томирис, обезглавившей персидского царя Кира. В нем прославлялись ее храбрость, мудрость. В дошедших исторических записях говорится о создании Томирис тяжелой кавалерии. Она же – прародительница женщин-воинов, амазонок. Многотысячная женская армия была на равных с мужчинами на поле боя – воительницы прекрасно держались в седлах, владели оружием.
В XVI веке жена Кучум-хана, Сузге ханым, участвовала в защите Сибирского ханства от российских завоевателей. Красавица пожертвовала жизнью ради своих воинов и мирных жителей городка Сузге-Тура, что располагался на берегу Иртыша. Она вступила в переговоры с воинственно настроенными казаками и поставила условие: если те отпустят защитников городка на свободу, то она сдаст крепость. В ответ прозвучало условие: ханша останется в крепости на милость победителя. Когда захватчики ворвались в крепость, то нашли под сибирским кедром мертвую Сузге. В руке она сжимала кинжал – подарок супруга. Ее героизму посвящена поэма русского поэта Петра Ершова «Сузге. Сибирское предание», композитор Игорь Корнилов написал в ее честь оперу.
Активная жизненная позиция
– В период джунгарского нашествия жены батыров играли исключительную роль в борьбе казахского народа против завоевателей, Так, жена и боевая подруга Кабанбай батыра, Гаухар, сопровождала мужа во всех походах. Облаченная в нелегкие доспехи батыра, она участвовала в сражениях наравне с мужчинами. О ее даре прорицательницы, меткости в степи слагали легенды. Назым, дочь Кабанбай батыра и Гаухар, очень похожая на родителей, с детства научилась владеть оружием и искусству ведения боя, – продолжает собеседница.
Бопай ханым, сестра известного хана Кенесары Касымулы, жена Абулхаир-хана, была одной из влиятельных женщин Казахского ханства. Ее описывают как высокую и красивую женщину, видного политика, способного вести тонкую игру, готового на компромисс с союзниками, соседями и врагами в пользу сохранения территориальной целостности Казахстана. Она владела луком, приемами джигитовки, умела обращаться с разными видами оружия лучше своих воинов, показывая им пример силы. Овдовев, Бопай ханым создала свою армию из 600 человек и стала помогать брату в борьбе за независимость.
– Женщины-казашки, которые занимали активную жизненную позицию, были для своих мужей соратниками, стержнем, трудились во благо своего мужа, семьи и своей страны, были окружены достойными почестями и уважением. Как при жизни, так и после смерти. Им дарили табуны элитных скакунов, дорогие украшения, предметы быта, оружие, – рассказывает А. Тойбаева.
После их смерти строились мечети и мавзолеи. Одна из таких женщин – Рабия Султан-Бегим. Красивая, мудрая, дальновидная, она всегда и во всем поддерживала мужа. В ее честь он построил мавзолей в Туркестане. В Жамбылской области установлен мавзолей в память о красавице Айше-биби. Воздвиг его жених (супруг) Карахан после смерти возлюбленной от укуса змеи.
Степную женщину не узнать
Эти и другие сооружения – свидетельства величия казахских женщин, воительниц. Мавзолеи посещают миллионы паломников, туристов. А список тех, слава о которых гремела далеко за пределами Казахстана, можно продолжать и продолжать.
– Предки казахов женились на дочерях из царского дома персов, византийцев, русских и в свою очередь выдавали своих дочерей за влиятельных соседей. Как правило, это делали по политическим мотивам, скрепляющим союз тюрков Китая, Руси, монголов и мусульман Египта. Некоторые женщины получали хорошее образование, знали несколько языков, пропагандировали искусство, литературу, – продолжает автор книги.
Казахские женщины издревле были на равных со своими мужчинами, а иногда и становились положением выше. Да, в основном они – хранительницы очага, занятые домашним хозяйством и детьми. Немногословны и, как правило, молчат в присутствии мужчин. Но это лишь признак почитания и уважения, если хотите – даже интеллигентности. Но если вопрос касался защиты домашнего очага или всей Родины, то степную женщину не узнать! Это разъяренная тигрица, сметающая на своем пути всех и вся.
– Многие девушки, женщины стараются взвалить на себя все, вплоть до мужских обязанностей. Может, в них говорят гены предков? Но это чревато недопониманием в семье, разводами. Важно помнить о том, что за сильным и знаменитым мужчиной всегда стоит мудрая – именно мудрая – женщина! – подчеркивает в завершение А. Тойбаева.
Әсет ҚАМСЫЗҰЛЫ
Фото из постера к фильму
Акана Сатаева «Томирис»,
Казахстан, 2019 г.