Отгремели залпы салюта, возвестившие победу советского народа в кровопролитной битве с фашизмом. Все дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны, но подвиг героев всегда будет жить в памяти человечества.
Тема Великой Отечественной находит отражение во всех сферах искусства, в том числе и изобразительного. События ее раскрывались в полотнах, графических сериях и плакатах. Участники сражений становились героями живописцев, скульпторов, графиков. В фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства бережно хранятся картины, посвященные Великой Победе. Это портреты ветеранов войны, Героев Советского Cоюза и кавалеров ордена Славы, важные батальные сцены и др.
Свой взгляд
Вот работа «Портрет солдата», написанная художником-фронтовиком Раимкулом Есиркеевым. Это спокойный рассказ о человеке, который видел много черных дней и который хочет просто жить и радоваться жизни. Добродушное лицо, глаза, полные надежды, что скоро Победа. Воин в зимней экипировке – шинель, шапка, ремень. Но скоро весна…
Автор известен многочисленными портретами друзей и просто знакомых, каждый из которых отражает типаж людей советского времени, тех, которые неустанно трудились и верили в светлое будущее.
Работа российского живописца Виктора Харлова посвящена родному брату – так и называется «Лейтенант Харлов». Портрет написан в фас, герой смотрит прямо на зрителя, видны его армейская выправка, дисциплинированность и отвага. Создается впечатление, что он слушает приказ своего командира о выполнении важной боевой задачи. Художник уделяет внимание деталям: красные петлицы и желтые пуговицы на шинели, через плечо перекинуты кожаные ремни от полевой сумки и бинокля.
Подобный ракурс дает возможность смотреть прямо в глаза герою и разговаривать с ним. Виктор Георгиевич является академиком Российской академии художеств и народным художником РФ.
Долгожданная встреча!
«Папа вернулся с войны» – так называется работа карагандинского живописца Сергея Щеголихина. Она написана в технике масляной живописи в 2014 году. Картина пронизана неимоверными радостными эмоциями. На фоне желтого зарева со слезами на глазах фронтовика встречают самые близкие люди: мама, жена и сын. На переднем плане лицом к зрителю счастливый подросток. Он успел надеть на голову пилотку отца и взять в руку вещмешок, представив себя солдатом.
Будущий защитник Отечества приложил правую руку к голове, подражая настоящим воинам. Улыбающийся мальчик одет в майку, он хорошо сложен, его сильные жилистые руки свидетельствуют о том, что он усердно работал в тылу и приближал Победу славным трудом. Сын уверен, что впереди их ждет мирная, счастливая жизнь.
Уставшая мать солдата, склонив голову и опустив натруженные руки на плечо сына, закрыла глаза. Женщина не верит своему счастью и находится, словно в забытьи. На голове у нее – кимешек, который здесь выступает как символ долготерпения и силы казахской женщины. Морщинки на лице – отголоски ее переживаний за судьбу сына.
Трогательно и нежно встречает воина и его верная супруга. Из-за суматохи синий платок у женщины скатился до плеч – новость о приходе мужа и сына застала двух женщин врасплох. На дальнем плане видны бескрайняя степь, табун лошадей, возле юрты женщины и дети – все, что символизирует привычную мирную жизнь степняка. Главный герой Сергея Даниловича стоит к нам спиной, он широкоплечий и высокий. Прекрасный летний закат играет оранжевыми и красными оттенками, уютно заканчивая эту долгую дорогу домой.
Заслуженная медаль
«Дед и внук» – так называется картина советского художника Вениамина Шамшина, яркого представителя русской классической школы живописи, тяготеющего к созданию тематических картин. Хотя с большим удовольствием работал и над графическими сериями. Каждое его произведение отличается подробно разработанной сюжетной линией.
Эту работу мастер написал в 1975 году. На груди ветерана Великой Отечественной войны множество орденов и медалей – свидетельство мужества и отваги, которые проявил на фронте. Он приложил все силы, чтобы над нами светило мирное небо и больше никогда не было войны.
Позади ветерана на стене висит семейный фотоальбом. В советское время многие помещали фотографии родных и близких в рамку под стеклом.
На полотне фронтовик держит на коленях внука, одной рукой обняв его за плечо. На озаренном светом лице малыша сияет улыбка – он так рад деду! Художник точно отобразил встречу двух поколений, эмоциональную составляющую важного процесса – воспитание патриота и настоящего мужчины. В руках мальчик держит медаль, пока он еще не понимает, как тяжело досталась награда деду, воспринимая ее как игрушку. Это потом, повзрослев, малыш поймет, какой героический путь прошел его близкий человек, который самоотверженно сражался с врагом.
«Лицы Победы»
В запасниках музея немало портретов фронтовиков. Один из них – портрет ветерана войны Ивана Карабанова – кисти карагандинского художника Жаксыбая Калиакпара. Произведение создано в 1992 году, когда Ивану Андреевичу исполнилось 67 лет.
18-летним юношей Карабанов был призван в ряды Красной Армии. После короткой учебы в школе младших авиационных специалистов в г. Троицке он был направлен на Ленинградский фронт в штурмовой авиационный полк в качестве воздушного стрелка. Летал на самолете Ил-2, совершил 102 боевых вылета.
Закончил войну в Кенигсберге в этом же полку. На картине почетный гражданин города Караганды Иван Карабанов в парадном коричневом пиджаке и светло-голубом галстуке. Детально автор отразил награды – это ордена Красной Звезды, Отечественной войны, Славы всех степеней, медаль «За отвагу», нагрудный знак гвардии и другие. Уходят в вечность ветераны Великой Отечественной войны, но мы помним об их славном подвиге.
Таким образом, искусство призвано воспитывать человека и зажигать в его сердце эмоции, без которых любая история – лишь набор фактов и событий. Картины о Великой Победе позволяют нам проникнуть в саму суть прошлого, сердцем и душой, проживая трагические моменты истории.
Выставка «Лица Победы», посвященная Дню Великой Победы, продлится до 14 мая. На ней представлены картины о войне, Победе, подвиге фронтовиков и тружеников тыла. Особо ценно, что многие произведения написаны художниками-участниками Великой Отечественной войны. А это значит, что все изображенное – правда.
Кайрат БЛЯЛОВ,
научный сотрудник
Карагандинского областного музея изобразительного искусства