Президент РК Касым-Жомарт Токаев объявил 2022-й Годом детей в Казахстане. Как указывал Глава государства, «гармоничное развитие и счастливое детство подрастающего поколения — это наша общенациональная задача». Вот и в изобразительном творчестве казахстанских художников эта тема — одна из центральных.
К примеру, Куат Аскаров обращается к истории родного народа, его обычаям, жизненному укладу. Работа «Первые шаги» отличается своей декоративностью. В центре композиции художник изображает ребенка, совершающего свои первые шаги в этом мире. Такое событие — общая радость в семье. Родители поют и играют на музыкальных народных инструментах. Уют домашнего очага, узы кровного родства, помощь и забота родителей о своих детях, начиная с первых шагов в этой жизни. А на заднем плане овца с нежностью и заботой обнюхивает своего малыша-ягненка.
Замечательные акварели пишет Уке Ажиев. Особую известность получила его «Казахская мадонна». В ней реализовались всеобщие и национальные представления о сути материнства.
А Сахи Романов, работая над картиной «Под небом Родины», даже во внешне спокойном по композиции изображении младенца выделяет скрытую напряженность чувств. Полотно живописно — в нем художник стремится к лаконизму, динамике.
Два взаимосвязанных направления отличают творческий метод Мадихана Калмаханова: реалистическое, когда художник создает достоверные образы, и символическое, при котором он обращается к архетипам древности, символу, трансформируя многоплановую этническую картину мира. Такой многоплановостью отличается его символическая работа «Степная колыбель».
Произведение Токбулата Тогузбая «В юрте» написано маслом в теплой гамме. Возможно, это память детства художника. В центре картины — образ маленького мальчика, спящего в юрте. Предметы национального быта воспринимаются как символы домашнего очага, семейного уюта, а спящий ребенок воплощает идею продолжения рода, живой традиции народа.
Али Джусупов — художник лирического склада, остро чувствующий жизнь и красоту природы. Его картина «Одуванчики» несет в себе тонкость наблюдений художника, искренность и непосредственность его чувства любви к детям.
Композиционным центром полотна Мариса Хитахунова «Мир моего детства» является образ мальчика, который наблюдает за жизнью родного села из окна ветхого дома. В основе сюжета лежат детские воспоминания автора, связанные с ожиданием отца с фронта. Приглушенная гамма создает драматическую напряженность картины; она резко контрастирует с листами бумаги, возможно, письма отцу. Работа выполнена маслом на холсте.
Курмангазы Акашев в картине «Качели» изображает дорогой его сердцу аул, цветущее джайлау. Автор воссоздает национальный праздник, веселье детей, катающихся на качели. Рельефность и пастозность живописи делают его работу динамичной, материальной и жизненной, насыщенной радостной эмоциональностью.
Работа Отарбая Кендира «Мое детство» выполнена мастихином (масло на холсте). Верхом на архаре изображен подросток. Эту ситуацию можно рассматривать как символ движения времени. Поднятая рука мальчика направлена к парящему в небе орлу, олицетворяющему стремление долететь до солнца, смотреть на него, не мигая, и соединиться с ним. Светлая гамма создает атмосферу мечтаний детства.
Содержание картины Каира Оразгалиева «Сладкие яблоки детства» ассоциируется со стихами Николая Отрады:
«Я помню сад,
Круженье листьев рваных
Да пенье птиц, сведенное на нет,
Где детство словно яблоки шафраны
И никогда не яблоко ранет».
Когда рассматриваешь работу Жоламана Аралбаева «Сын солнца», невольно вспоминаются строки из стихотворения Магжана Жумабаева:
«Я, Солнцем рожденный и Небом,
Сияю, горю в вышине.
Лишь Тенгри я повинуюсь,
По огненной мчусь дуге.
Слово мое искрится,
В раскосых глазах огонь».
Эмоциональное воздействие достигнуто в картине Кулбая Айтбая «Я — казах». Крупным планом изображена обобщенная фигура юноши на тулпаре, написанная свободным уверенным мазком. Широко разведенные в сторону руки означают открытость, радость, передают ощущение свободы и счастья на родной земле. Алый цвет является интенсивным выражением чувств, жизненной энергии, силы, крепости и решимости.
Итак, каждая картина наших художников позволяет окунуться в волшебный мир детства — самое потрясающее время в жизни человека.
Лариса ЗОЛОТАРЕВА,
профессор искусствоведения КарУ им. Е.А. Букетова