back to top
Суббота, 21 декабря, 2024
No menu items!
НовостиКультураВолшебная пора в картинах казахстанских художников

Волшебная пора в картинах казахстанских художников

Президент РК Касым-Жомарт Токаев объявил 2022-й Годом детей в Казахстане. Как указывал Глава государства, «гармоничное развитие и счастливое детство подрастающего поколения — это наша общенациональная задача». Вот и в изобразительном творчестве казахстанских художников эта тема — одна из центральных.

К примеру, Куат Аскаров обращается к истории родного народа, его обычаям, жизненному укладу. Работа «Первые шаги» отличается своей декоративностью. В центре композиции художник изображает ребенка, совершающего свои первые шаги в этом мире. Такое событие — общая радость в семье. Родители поют и играют на музыкальных народных инструментах. Уют домашнего очага, узы кровного родства, помощь и забота родителей о своих детях, начиная с первых шагов в этой жизни. А на заднем плане овца с нежностью и заботой обнюхивает своего малыша-ягненка.

Замечательные акварели пишет Уке Ажиев. Особую известность получила его «Казахская мадонна». В ней реализовались всеобщие и национальные представления о сути материнства.

А Сахи Романов, работая над картиной «Под небом Родины», даже во внешне спокойном по композиции изображении младенца выделяет скрытую напряженность чувств. Полотно живописно — в нем художник стремится к лаконизму, динамике.

Два взаимосвязанных направления отличают творческий метод Мадихана Калмаханова: реалистическое, когда художник создает достоверные образы, и символическое, при котором он обращается к архетипам древности, символу, трансформируя многоплановую этническую картину мира. Такой многоплановостью отличается его символическая работа «Степная колыбель».

Произведение Токбулата Тогузбая «В юрте» написано маслом в теплой гамме. Возможно, это память детства художника. В центре картины — образ маленького мальчика, спящего в юрте. Предметы национального быта воспринимаются как символы домашнего очага, семейного уюта, а спящий ребенок воплощает идею продолжения рода, живой традиции народа.

Али Джусупов — художник лирического склада, остро чувствующий жизнь и красоту природы. Его картина «Одуванчики» несет в себе тонкость наблюдений художника, искренность и непосредственность его чувства любви к детям.

Композиционным центром полотна Мариса Хитахунова «Мир моего детства» является образ мальчика, который наблюдает за жизнью родного села из окна ветхого дома. В основе сюжета лежат детские воспоминания автора, связанные с ожиданием отца с фронта. Приглушенная гамма создает драматическую напряженность картины; она резко контрастирует с листами бумаги, возможно, письма отцу. Работа выполнена маслом на холсте.

 

Курмангазы Акашев в картине «Качели» изображает дорогой его сердцу аул, цветущее джайлау. Автор воссоздает национальный праздник, веселье детей, катающихся на качели. Рельефность и пастозность живописи делают его работу динамичной, материальной и жизненной, насыщенной радостной эмоциональностью.

Работа Отарбая Кендира «Мое детство» выполнена мастихином (масло на холсте). Верхом на архаре изображен подросток. Эту ситуацию можно рассматривать как символ движения времени. Поднятая рука мальчика направлена к парящему в небе орлу, олицетворяющему стремление долететь до солнца, смотреть на него, не мигая, и соединиться с ним. Светлая гамма создает атмосферу мечтаний детства.

Содержание картины Каира Оразгалиева «Сладкие яблоки детства» ассоциируется со стихами Николая Отрады:

 

«Я помню сад,

Круженье листьев рваных

Да пенье птиц, сведенное на нет,

Где детство словно яблоки шафраны

И никогда не яблоко ранет».

 

Когда рассматриваешь работу Жоламана Аралбаева «Сын солнца», невольно вспоминаются строки из стихотворения Магжана Жумабаева:

 

«Я, Солнцем рожденный и Небом,

Сияю, горю в вышине.

Лишь Тенгри я повинуюсь,

По огненной мчусь дуге.

Слово мое искрится,

В раскосых глазах огонь».

Эмоциональное воздействие достигнуто в картине Кулбая Айтбая «Я — казах». Крупным планом изображена обобщенная фигура юноши на тулпаре, написанная свободным уверенным мазком. Широко разведенные в сторону руки означают открытость, радость, передают ощущение свободы и счастья на родной земле. Алый цвет является интенсивным выражением чувств, жизненной энергии, силы, крепости и решимости.

Итак, каждая картина наших художников позволяет окунуться в волшебный мир детства — самое потрясающее время в жизни человека.

Лариса ЗОЛОТАРЕВА,

профессор искусствоведения КарУ им. Е.А. Букетова

 

Похожие статьи

На медали — вся история: в Караганде рассказали, как создавался «Знак Независимости»

Как сообщала «ИК», накануне праздника 16 декабря в Караганде был презентован «Знак Независимости», созданный республиканским Qazaq club. Эта памятная медаль повествует о 2500-летней истории...

Для карагандинцев, предпочитающих активный отдых, залили катки и установили горки

В областном центре практически завершили подготовительную работу к открытию сезона зимних развлечений. В парках и скверах гостей и жителей Караганды ждут красочные фотозоны,...

Символы свободы

В Карагандинском областном музее изобразительного искусства для школьников и студентов проходит урок «Тәуелсіздіктің ақ таңы», посвященный Дню Независимости. Это один из значимых праздников...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь