back to top
Суббота, 22 февраля, 2025
No menu items!
НовостиКультураВолшебная пора в картинах казахстанских художников

Волшебная пора в картинах казахстанских художников

Президент РК Касым-Жомарт Токаев объявил 2022-й Годом детей в Казахстане. Как указывал Глава государства, «гармоничное развитие и счастливое детство подрастающего поколения — это наша общенациональная задача». Вот и в изобразительном творчестве казахстанских художников эта тема — одна из центральных.

К примеру, Куат Аскаров обращается к истории родного народа, его обычаям, жизненному укладу. Работа «Первые шаги» отличается своей декоративностью. В центре композиции художник изображает ребенка, совершающего свои первые шаги в этом мире. Такое событие — общая радость в семье. Родители поют и играют на музыкальных народных инструментах. Уют домашнего очага, узы кровного родства, помощь и забота родителей о своих детях, начиная с первых шагов в этой жизни. А на заднем плане овца с нежностью и заботой обнюхивает своего малыша-ягненка.

Замечательные акварели пишет Уке Ажиев. Особую известность получила его «Казахская мадонна». В ней реализовались всеобщие и национальные представления о сути материнства.

А Сахи Романов, работая над картиной «Под небом Родины», даже во внешне спокойном по композиции изображении младенца выделяет скрытую напряженность чувств. Полотно живописно — в нем художник стремится к лаконизму, динамике.

Два взаимосвязанных направления отличают творческий метод Мадихана Калмаханова: реалистическое, когда художник создает достоверные образы, и символическое, при котором он обращается к архетипам древности, символу, трансформируя многоплановую этническую картину мира. Такой многоплановостью отличается его символическая работа «Степная колыбель».

Произведение Токбулата Тогузбая «В юрте» написано маслом в теплой гамме. Возможно, это память детства художника. В центре картины — образ маленького мальчика, спящего в юрте. Предметы национального быта воспринимаются как символы домашнего очага, семейного уюта, а спящий ребенок воплощает идею продолжения рода, живой традиции народа.

Али Джусупов — художник лирического склада, остро чувствующий жизнь и красоту природы. Его картина «Одуванчики» несет в себе тонкость наблюдений художника, искренность и непосредственность его чувства любви к детям.

Композиционным центром полотна Мариса Хитахунова «Мир моего детства» является образ мальчика, который наблюдает за жизнью родного села из окна ветхого дома. В основе сюжета лежат детские воспоминания автора, связанные с ожиданием отца с фронта. Приглушенная гамма создает драматическую напряженность картины; она резко контрастирует с листами бумаги, возможно, письма отцу. Работа выполнена маслом на холсте.

 

Курмангазы Акашев в картине «Качели» изображает дорогой его сердцу аул, цветущее джайлау. Автор воссоздает национальный праздник, веселье детей, катающихся на качели. Рельефность и пастозность живописи делают его работу динамичной, материальной и жизненной, насыщенной радостной эмоциональностью.

Работа Отарбая Кендира «Мое детство» выполнена мастихином (масло на холсте). Верхом на архаре изображен подросток. Эту ситуацию можно рассматривать как символ движения времени. Поднятая рука мальчика направлена к парящему в небе орлу, олицетворяющему стремление долететь до солнца, смотреть на него, не мигая, и соединиться с ним. Светлая гамма создает атмосферу мечтаний детства.

Содержание картины Каира Оразгалиева «Сладкие яблоки детства» ассоциируется со стихами Николая Отрады:

 

«Я помню сад,

Круженье листьев рваных

Да пенье птиц, сведенное на нет,

Где детство словно яблоки шафраны

И никогда не яблоко ранет».

 

Когда рассматриваешь работу Жоламана Аралбаева «Сын солнца», невольно вспоминаются строки из стихотворения Магжана Жумабаева:

 

«Я, Солнцем рожденный и Небом,

Сияю, горю в вышине.

Лишь Тенгри я повинуюсь,

По огненной мчусь дуге.

Слово мое искрится,

В раскосых глазах огонь».

Эмоциональное воздействие достигнуто в картине Кулбая Айтбая «Я — казах». Крупным планом изображена обобщенная фигура юноши на тулпаре, написанная свободным уверенным мазком. Широко разведенные в сторону руки означают открытость, радость, передают ощущение свободы и счастья на родной земле. Алый цвет является интенсивным выражением чувств, жизненной энергии, силы, крепости и решимости.

Итак, каждая картина наших художников позволяет окунуться в волшебный мир детства — самое потрясающее время в жизни человека.

Лариса ЗОЛОТАРЕВА,

профессор искусствоведения КарУ им. Е.А. Букетова

 

Похожие статьи

Артефакты своими руками: коллекция «Золото Великой степи» доступна юным карагандинцам

В музее общеобразовательной школы им. Григория Потанина Караганды действует уникальная выставка, посвященная материальной и духовной культуре казахского народа. Здесь представлены макеты и реконструкции...

Тазы и тобет – гордость казахского народа: В календаре появится новая дата

Министерство экологии и природных ресурсов подготовило проект изменений в перечень праздников в Республике Казахстан. Сюда планируют добавить День казахских пород собак, который будет...

Перед карагандинцами выступит столичный скрипач Аскар Дуйсенбаев

Любителей классической музыки ждет вечер, наполненный шедеврами мировой симфонической традиции. Карагандинский симфонический оркестр имени Еркегали Рахмадиева приглашает на концерт, который состоится 20 февраля в...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь