Учитывая значение личности и большой вклад писателя, журналиста, почетного гражданина города Караганды Жайыка Бектурова в развитие литературы, истории, публицистики, архив Карагандинской области включил его в список лиц, документы которых подлежат государственному хранению.
Когда выявленный источник расширяет наши представления о событиях и фактах истории, возрастает его значение. По мере введения источников в научный оборот и обретения статуса научной публикации, доступности для широких кругов исследователей их ценность существенно возрастает.
Документы личного происхождения – неотъемлемая часть историко-культурного наследия Казахстана. Их уникальность заключается в том, что события фактической жизни преломляются в них через восприятие судеб людей – свидетелей и участников событий. Собрать и сохранить для потомков эти реликвии – долг архивистов.
Перед поступлением документального наследия Жайыка Бектурова в облгосархив была проведена определенная организационная работа. При жизни писателя с ним была установлена связь, велись переговоры. В 1999 году была создана комиссия по передаче творческого наследия писателя. В ходе проведения первичной экспертизы документы были классифицированы по группам: переписка, статьи, документы, рукописи произведений поэтов, литераторов, материалы о его участии в общественной жизни, работе Карагандинского межобластного отделения Союза писателей Казахстана и прочее.
Наиболее значительную часть архива составляют произведения самого Жайыка Кагеновича. Весьма богато их жанровое разнообразие: помимо романной формы, он является автором рассказов, повестей, поэм, стихов, многочисленных очерков, статей. Незаурядный талант и огромное трудолюбие, стремление в первую очередь к правде жизни, а затем к красоте формы сделали из Ж. Бектурова мастера литературы. Ему было свойственно новое видение мира, он воспринимал и изображал действительность в ее движении и противоречии. Можно смело сказать, что все труды писателя имеют свою историю. Каждая книга – поступок. Поставленные рядом в хронологическом порядке, они расскажут о жизни писателя во много раз лучше, чем он сам мог бы это сделать. Без сомнения, таким произведением является роман «Таңба» («Тогілген ар»).
В начале 1942 года, будучи офицером и редактором дивизионной газеты 105-й кавалерийской дивизии, по ложному политическому доносу Ж. Бектуров был арестован НКВД Казахской ССР и осужден особым совещанием НКВД СССР на 10 лет лишения свободы. О годах, проведенных в сталинских лагерях, жестоких испытаниях, Молохе тоталитаризма, уничтожившем наиболее выдающуюся и элитную часть народа, был написан этот роман, состоящий из трех частей. Работа над ним была начата еще в конце 40-х годов и закончена лишь в 1989-м. Первая часть романа была опубликована в 1996 году в журнале «Жұлдыз», а в 1997-м издательство «Казахстан» выпустило в свет все произведение под названием «Таңба».
Позднее воспоминания этой поры легли в основу поэм «Этап», «В Сибири», стихотворений «Горячий карцер», «В таежном зимнем холодном карцере».
В фонде писателя присутствуют ценные машинописные варианты романа с авторскими правками, комментариями, дополнениями и рукописными вставками.
Жайык Бектуров – художник многопланового творчества. Он принадлежал к тому типу писателей, жизнь и творчество которых неразрывно связаны с борьбой и стремлением к обновлению родной страны. В литературе ничто не возникает без опоры на предшествующие традиции и ничто не остается без продолжения. Он в полный голос говорил о лучших людях своей нации. Им написаны большие исторические очерки о видных общественных и политических деятелях, представителях казахской интеллигенции, выразительнице людского горя и чаяний, репрессированных в 30-40-е годы: А. Букейханове, С. Сафарбекове, Т. Рыскулове, А. Досове, М. Жумабаеве и др.
Особое место также занимают литературные портреты Ч. Валиханова, М. Ауэзова, И. Джансугурова, С. Муканова, А. Маргулана, Е. Букетова, Г. Потанина, А. Ермекова и др.
В фонде писателя представлены стихи о родной природе, для детей, посвящения близким, родным, друзьям, коллегам, стихи-плачи. Значительная их часть вошла в сборник «Өткел»: «Қарындаспен қоштасу», «Бөзторғай» , «Көміртау мен Теміртау», «Қозы Корпеш – Баян Сулу», «Кісілік неде», «Қара жүрек», «Өмір жолы», «Бір адамға». В этих произведениях, удивительно тонких и поэтичных, мир предстает во всем многообразии, ощущается любовь к своему краю. Они пронизаны тонким лиризмом, душевной теплотой, затрагивают самые нежные струны души человека, вызывая эмоциональное пробуждение и всплеск чувств.
Интересна личная переписка: в его архиве хранятся письма известных писателей, поэтов, литераторов – А. Сейдимбекова, А. Маргулана, Ш. Уалиханова, А. Нуршаихова, В. Лациса, С. Маршака, Е. Бирманова, Ю. Герта, А. Тажибаева и др.
Отдельную опись составляют многочисленные статьи журналиста, опубликованные в республиканских, областных газетах. Тематика самая разнообразная. Но пристальное внимание он уделял дружбе народов, взаимообогащению культур, истории, традицииям казахского народа. Несомненный интерес представляют негативы и фотографии, на которых писатель запечатлен в разные годы жизни. На снимках зафиксированы встречи с такими видными представителями литературы и науки, как С. Муканов, Г. Мустафин, А. Кекильбаев, О. Сулейменов, Е. Букетов и многие другие.
Задача писателя состоит в создании связи между своим временем и будущими поколениями. Жайык Бектуров честно и достойно выполнил свою миссию. Он дал нам возможность заглянуть в прошлое, чтобы осознать настоящее и строить будущее. Именно к этому источнику живого слова наряду с документальными источниками призывает долг архивиста. Прислушаемся: устами писателя вещает эпоха. Толерантность, человечность, уверенность, вера необходимы на новом, демократическом этапе жизни государства, и уроки истории мы черпаем в таких источниках, как документы.
Сауле АБИКЕНОВА,
руководитель отдела
Государственного архива Карагандинской области