back to top
-12.1 C
Алматы
Вторник, 24 декабря, 2024
No menu items!
ДомойНовостиКультураСвятой из Каркаралы

Святой из Каркаралы

Впервые о Хайрулле хаджи я услышал от знатока истории края Кусайына Алимбайулы (1906-2000). В одну из встреч аксакал рассказал мне, что здесь жил святой Хайрулла Тусупулы. По его словам, Хайрулла хаджи получил духовное образование и знал все тонкости шариата. Он несколько раз совершил паломничество в священную Мекку и Медину и имел титул хаджи.

Внучка Хайруллы хаджи Камария Хасенкызы с мужем Хафизом и детьми Аминой, Бары и Салехом. 1928 год.

«Народ уважал его, оказывал всяческие почести и провозгласил каркаралинским святым, – рассказал мне тогда Кусайын аксакал. – Материальные ценности его не интересовали. Хайрулла хаджи всегда помогал бедным. Люди постоянно снабжали его баранами, кумысом, а он все это раздавал нуждающимся, его двери всегда были распахнуты перед ними. Голодные могли войти в его дом и поесть. Его могила находится на кладбище в Каркаралинске… Я видел его потомка Уасила кари, который наизусть читал Коран, он уехал в Семей, там и умер…»

Когда я стал глубоко изучать историю Каркаралинска, мне захотелось узнать о святом подробнее, и начал поиски сведений о нем. Но все попытки были безрезультатны. Так проходили годы. Встречались люди, которые слышали о потомке Хайруллы хаджи – Уасиле кари, о котором я упоминал выше, но о самом святом ничего не знали. Как-то в беседе со старожилом Каркаралинска Майрой (Гулбахирой) Ахметгаликызы Галиевой (1919-2010) она мне сообщила, что в детстве тоже видела Уасила кари, они жили недалеко от их дома:

– У Уасила кари была дочка Майшекер. Мы детьми вместе играли, и я ходила к ним домой. Видела, как Уасил кари делал надмогильные памятники… Помню, что у него была младшая сестра Камария, мужа ее звали Хафиз Шайхутдинов. У них была дочка Амина.

Внук Хайруллы хаджи – Мухаммед Уасил Хасенулы Юсупов.

Благодаря поискам я нашел Амину Хафизовну в Караганде. Встреча с ней  состоялась в ее квартире. Выяснил, что ее мама Камария – внучка святого Хайруллы хаджи. Сама Амина-апа родилась в 1921 году в Каркаралинске. От нее узнал много интересного о святом и его потомках.

– Мой прадед по матери Хайрулла хаджи Юсупов был святым, – начала свой рассказ ныне покойная Амина Хафизовна. – Он по национальности татарин. Когда ему было примерно лет 16-17, в Казани произошло какое-то событие, и некоторые люди покинули родные места. Что за событие, я не знаю. Прадед мой Хайрулла хаджи тоже покинул родные места и приехал в наши края…

По словам Амины Хафизовны, в чужом Каркаралинске некуда ему было пойти, потому что никого не знал, и тогда он пошел в лес. Там выбрал место, где своими руками из камня построил небольшой домик. В этом домике и обосновался.

Благословение святого

По словам правнучки, Хайрулла хаджи перед рассветом и после заката солнца выходил из леса и приходил в Каркаралинск. Он выбирал определенный дом, садился на колени и молился. Если в первый день молился возле одного дома, то на следующий день выбирал другой. Так продолжалось постоянно: святой приходил, молился и по той же дороге возвращался назад в лес, в свой домик. Шло время. Незнакомца, который сидит и молится возле домов, начали замечать люди.

Через какое-то время в дома, около которых молился Хайрулла хаджи, приходило благополучие, увеличивалось поголовье скота, у обитателей этих жилищ стало поправляться здоровье. Люди это заметили и связывали свое благополучие исключительно с молитвами незнакомца возле их жилищ. Каркаралинцы стали интересоваться, кто этот человек, а главное – почему он совершает молитвы за них?

В один из дней люди пошли вслед за ним. Хайрулла хаджи вошел в лес и исчез. Любопытство жителей было столь велико, что они решили непременно отыскать этого необычного человека. Поиски привели в небольшой каменный домик. Когда люди зашли внутрь, то увидели Хайруллу хаджи, сидящего на возвышении из камней. На камни была постлана трава. Святой сидел с обращенными вверх ладонями. Он молился…

После того как было найдено жилище Хайруллы хаджи и дорога к его дому в лесу была проторена, поток людей к нему не прекращался. Все хотели получить его благословение, а в благодарность вели к нему скот, несли одежду, еду. А святой все эти дары раздавал бедным, при этом приговаривал: «О следующем дне о нас позаботится Аллах».

Женитьба святого

В один из дней, когда Хайрулла хаджи пришел из леса в Каркаралинск, чтобы помолиться за жителей, за забором одного красивого деревянного дома он увидел свою будущую жену. Было это так: за забором дома, за благополучие жильцов которого он помолился, увидел сидящую на качелях девочку. Ей было примерно лет 13. Святой несколько раз приходил к этому дому, молился и всегда замечал эту девочку, задумчиво сидящую на качелях. В один из дней он зашел через ворота и подошел к ней. Оказывается, она была с рождения слепой. Казалось, весь ее мир – дворик дома и эти качели.

Святой несколько раз подходил к этому дому и качал девочку, так запавшую ему в душу. Однажды за этим занятием его застал отец слепой и был рассержен, что незнакомец тревожит покой его дочери. «Ты кто такой? Что тут делаешь? Откуда пришел?» – забросал вопросами Хайруллу хаджи хозяин дома. Тот рассказал о себе. Отец девочки не стал его прогонять, очевидно, он был уже наслышан о святости молодого человека. Очевидно и то, что Хайрулла хаджи уже предвидел, что эта девочка станет его женой. Он обратился к ее отцу с просьбой отдать ему в жены дочь, когда та достигнет определенного возраста.

Судьбе было так угодно, что отец девочки не стал возражать и дал свое согласие. Когда дочь достигла совершеннолетия, они выдали ее замуж за Хайруллу хаджи. По национальности она была татаркой, единственная дочь у родителей. После женитьбы Хайрулла хаджи переехал из леса и жил в доме жены. Через несколько лет после рождения сыновей Хасена (по-татарски – Хасан) и Хусаина молодая супруга умерла. А святой до конца своих дней остался жить в этом доме.

Хадж на святую землю

Сколько раз совершал хадж Хайрулла хаджи, доподлинно неизвестно. Но об одном из паломничеств сохранились сведения.

Это было в 1881 году. Из Каркаралинска в хадж отправились около 20 человек под руководством известного в Каркаралинском уезде Ондирбая халфе. Предполагаю, что эти люди, решившие совершить хадж, попросили его поехать с ними, так как он до этого уже два раза совершил хадж и хорошо знал путь.

Хотелось бы упомянуть, что Ондирбай Асаубайулы родился в Абралинской волости Каркаралинского округа, учился в медресе Оренбурга, Уфы, Бухары, вернулся на родину уже в звании халфе. В 1876 году он сопровождал в Мекку отца великого Абая, Кунанбая, и совершил второй хадж. По возвращении стал сватом Кунанбая, отдав свою дочь Зейнеп за его сына Оспана. И вот третье паломничество Ондирбая халфе с известными в Каркаралинском уезде людьми, одним из которых был святой Хайрулла хаджи.

Кто же еще был спутником святого Хайруллы хаджи? Напишу о троих из них. Это мой предок Атажан (Ата Мухаммед) Ниязов, первый имам мечети Кунанбая хаджи Хасан ахун Сейфуллин и бывший волостной управитель Кувской волости Каркаралинского уезда Акай Баймурынулы (его сын – известный в Каркаралинском уезде Хасен Акаев тоже был волостным управителем).

Во время хаджа началась эпидемия чумы, и, по некоторым данным, восемь человек умерли и были похоронены там. Среди умерших были Ондирбай халфе и вышеупомянутые Атажан хаджи, Хасан ахун, Акай Баймурынулы. Святой Хайрулла хаджи благополучно вернулся в Каркаралинск.

Сын Хайруллы хаджи – Хасен

Если о судьбе сына Хайруллы хаджи Хусаине не сохранилось никаких сведений, то о Хасене хаджи его внучка Амина Хафизовна рассказала много интересного.

Хайрулла хаджи с детства привил своему сыну Хасену веру, дал духовные знания. Поэтому по достижении определенного возраста Хасен стал муллой, был имамом в татарской мечети Каркаралинска.

Не каждый решится в те времена совершить хадж несколько раз: это и тяжелый путь, и болезни в дороге… Хасен хаджи два раза совершил хадж, а когда в третий раз он отправился в дальний путь, то на корабле начала распространяться чума. Хасен хаджи тоже заболел. Оказывается, тела умерших привязывали к якорю и бросали в море. Предчувствуя свою смерть, Хасен хаджи попросил сопровождавших его зятьев со стороны жены: «Ничего не пожалейте, отдайте работникам судна все дорогое, вынесите меня на сушу и предайте мое тело земле». Зятья Сунгат и Зайнулла выполнили его просьбу и похоронили его в Мекке, а сами, совершив хадж, вернулись на родину…

– Мой дедушка Хасен хаджи умер в 1913 году, тогда его дочери, то есть моей маме Камарие, было 13 лет, – рассказывала мне Амина-апа. – Жена Хасена хаджи, моя бабушка Зубайда, была дочкой каркаралинских богачей и торговцев Бекметевых. Бабушка умерла в 1932 году. От Хасена хаджи и Зубайды родились старший Уасил (Васил), потом моя мама Камария, Мустафа, Манзукай. Это внуки Хайруллы хаджи. Манзукай умерла в возрасте примерно 3-4 лет. Мустафа умер в юношеском возрасте от оспы, от него потомков нет. Уасил был духовным человеком. Моя мама Камария была искусной швеей. Она шила не только тонкую одежду, но и пальто. Также она хорошо рисовала. Умерла она в Караганде в 1974 году…

Хотелось бы немного остановиться на судьбе старшего сына Хасена хаджи – Мухаммед Уасиле Юсупове. Хотя его полное имя Мухаммед Уасил, но все его звали Уасил. Он пошел по стопам отца и деда – был набожным человеком. С детства отец его учил духовным знаниям, также он обучался в каркаралинском медресе. По достижении определенного возраста Уасил приобрел духовное образование, знал наизусть весь текст Корана и поэтому имел звание кари.

Автор книги с правнучкой Хайруллы хаджи Аминой-апа. Караганда, 2005 год.

Он был не только духовно образованным человеком, но еще у него были золотые руки. Уасил кари вытачивал камни на памятники и выбивал на них надмогильные надписи арабской вязью. Мастерски изготовлял подковы для лошадей и подковывал их, делал седла и сбруи, был хорошим жестянщиком. Также делал зимние сани для лошадей, а летом – телеги. Изготавливал кольца и браслеты. Слыл очень добросердечным человеком. Недалеко от мечети Кунанбая хаджи он построил себе саманный дом, где жил до отъезда. В голодный 1932 год Уасил кари с семьей переехал в Семей, где и умер от болезни.

Уасил кари был женат дважды. Первая жена, Куляим Мамажан хаджи кызы, умерла молодой после рождения дочери Гульфарак. Второй раз он женился в 1915 году, когда ему было 23 года. От второй жены, Манибалы, родились Майшекер, Кужат, Асхат. После смерти Уасила кари его жена с четырьмя детьми вернулась в Каркаралинск.

О чем говорят архивы

По воспоминаниям потомка Хайруллы хаджи – покойной Амины Хафизовны, фамилия прадеда Юсупов была по имени отца Юсупа. О том, что отца Хайруллы хаджи звали Тусуп (Юсуп), говорил мне и Кусайын-аксакал, от которого я первый раз услышал о святом. Но в записях одного из первых краеведов Каркаралы Жолдасбая Атажанова и архивных документах имя отца Хайруллы указано, как Губайдулла. Например, в «Списке домохозяев г. Каркаралинска, имеющих право участвовать на городском избирательном сходе для выбора уполномоченных на четырехлетие с 1899-го по 1903 г.» под номером 54 значится Габайдуллин (возможно Губайдуллин) Хайрулла (документ ЦГА РК).

А в документе под названием «Список домохозяев гор. Каркаралинска, имеющих право участвовать на городском избирательном сходе на четырехлетие с 1903-го по 1907 год», составленном 2 декабря 1902 года под номером 64, читаем: «Наследники мещанина Хайруллы Габайдуллина: сыновья Хасен и Кусаин» (документ ЦГА РК).

Предполагаю, а таких случаев много, что Хайрулла хаджи мог писаться как на дедушку, так и на отца, т.е. Юсупов или Губайдуллин.

О чем же еще говорят архивы? Из вышеуказанного документа видим, что в 1902 году сыновья святого Хайруллы идут как наследники. Слово «наследник» означает, что этот человек вступил в наследство. Обычно такое бывает после смерти отца. Значит, в этом году Хайруллы хаджи уже не было в живых.

Если дальше просматривать документы, то можно обнаружить и внуков Хайруллы хаджи. В «Списке домохозяев города Каркаралинска Семипалатинской области, владеющих недвижимым имуществом и имеющих право участвовать на Городском избирательном сходе» (составлен 24 ноября 1912 года) под номером 181 есть: «Наследники Хасана Габайдуллина: сыновья Мухаммед Василь и Мустафа» (документ ГАКО).

Ерлан МУСТАФИН,

краевед

Фото из архива автора

г. Каркаралинск

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

В 2025 году в Караганде благоустроят больше дворов, детских и спортивных площадок

Радостной новостью с жителями областного центра поделился градоначальник Мейрам Кожухов. Он озвучил сумму, которую выделят на проект «Бюджет народного участия», который показал свою...

Карагандинская теннисистка выиграла турнир «ТОП-12»

Лидер женской сборной РК по настольному теннису Зауреш Акашева вновь доказала, что она достойна медали высшей пробы. Как сообщает Федерация настольного тенниса Казахстана, в...

41 село Карагандинской области улучшили по проекту «Ауыл – Ел бесігі»  

В Карагандинской области в этом году спецпроектом «Ауыл – Ел бесігі» был охвачен 41 сельский населённый пункт, где проживают 67 тысяч человек. В них...

В Караганде изменили схему движения на одном из оживленных перекрестков

Для обеспечения безопасности и пропускной способности автотранспортных средств на пересечении улиц Гоголя - Космонавтов изменена схема дорожного движения. Как отметили в отделе коммунального хозяйства,...

Три серебряные и столько же бронзовых медалей выиграли карагандинские старшеклассники на республиканской олимпиаде

Ребята из сельских школ блеснули знаниями по предметам общественно-гуманитарного направления. Второй год Министерство просвещения проводит это интеллектуальное состязание. Оно призвано создать оптимальные условия для...

Неподалеку от Балхаша чуть не замерз дальнобойщик из Турции

У большегруза произошла поломка, и водитель не смог самостоятельно ее устранить. Он обратился за помощью к службе спасения. По данным пресс-службы МЧС РК, вчера, 22...