back to top
6 C
Алматы
Пятница, 8 ноября, 2024
No menu items!
ДомойНовостиКультураСтепная палитра живописца Мадихана Калмаханова

Степная палитра живописца Мадихана Калмаханова

В галерее «Алтын гасыр» при Союзе художников Караганды проходит очередная персональная выставка живописца Мадихана Калмаханова – члена Союза художников Казахстана, отличника сферы культуры и искусства. В экспозиции представлена 21 картина, 16 написаны в 2023 году. На них, как говорится, не просохла еще краска.

“Магический Катон-Карагай”

Мадихан вырос в семье художников Калмахановых, где всегда ценились такие качества, как честность, чувство долга, уважение к творческому труду, к традиции. Он – большой труженик, отличительная его черта – работоспособность. Ведя класс живописи в КарУ на педагогическом факультете, в свободное время спешит в свою мастерскую создавать все новые картины.

“Шаман”

Специфичны творческая манера художника, его техника, цветопластика. Он не скрупулезен в отношении рисунка, основную смысловую нагрузку несет цвет, передающий атмосферу картины, ее настроение. Любимая техника – корпусное письмо, пастозное, обогащенное лессировками и нюансами. Отдельные композиции рассчитаны на декоративный эффект или, напротив, написаны обобщенно в постмодернистской манере. Но все же наш разговор я решила  начать не с понятия «творчество», а с понятия «воспитание».

“Ожидание”

– Как известно по Фрейду, детство определяет все, по крайней мере – многое. Для тебя это так? Как повлияли детство, семейные традиции на определение твоего будущего пути?

– Конечно, повлияли семейные традиции. Прежде всего личность отца – Сейтмахана Калмаханова. И еще природа. Когда мне было лет 10, мы ездили в аул в Джамбулскую область, где родился мой отец, на родину предков. Степная природа, шаловливые дети, животные – этот прекрасный мир окружал меня. Я пас баранов, гладил их мягкую шерсть, спал в юрте. Охота со взрослыми, табуны лошадей, бескрайние просторы – до сих пор ясно это помню. Представляю себе, как заваривают чай, как пыхтит самовар, дымящийся на дровах саксаула. В тандыре пекутся лепешки, а бабушки готовят вкуснейший курт… И эта память детства постоянно оживает в моем творчестве, например, в картине «Шалун» («Тентек») и многих других.

“Танец”

– Какое значение, на твой взгляд, имеет профессиональное образование, формальная школа?

– Я окончил детскую художественную школу, потом поехал в Алматы поступать в прославленное художественное училище имени Н.В. Гоголя. Подал документы на художественно-педагогическое отделение, куда набрал проходной балл, но не прошел по конкурсу. И тогда отец повез меня снова в Алматы в республиканскую среднюю специальную школу-интернат. Туда съезжались дети со всего Казахстана. Я проучился там три года и был в первом выпуске. Продолжил обучение в Алматинском государственном театрально-художественном институте (впоследствии Казахская государственная художественная академия им. Т. Жургенова) по специальности «Станковая живопись». Учился и совершенствовал себя в мастерской профессора М.Г. Калимова в течение пяти лет. Я долго и много учился рисунку, живописи, композиции.

“Жанар”

– Почему изначально пейзаж стал ведущим жанром твоего творчества?

– Я уже рассказывал, что это из детства. Позже каждый год на поезде ездил из Караганды в Алматы. Смотрел в окно, мелькали просторы, сопки, ковыль, степные травы. И, конечно, пленэр. Обучаясь, мы выходили с этюдниками на пленэр. Я всегда это очень любил …

– Что способствовало такому расширению выбора тем и сюжетов? Например, как появилась женская тема?

– Первая картина – это «Девушка-невеста» (1998), написанная легкой нежной кистью. Затем подготовка к свадьбе – обряд, проходящий в юрте, и потом я стал развивать эту тему: девушка, мать, бабушка, материнство («Ожидание», «У водопада» и другие).

“Хранители тайн Катон-Карагая”

– Да, я заметила, что в этих картинах кисть буквально ласкает холст. Но вернемся к выставке. Здесь доминируют две картины – «Шаман» и «Танец». Они «вырвались» из экспозиционного пространства выразительностью, сильной кистью, неким драматизмом, вместе с тем воодушевлением. Почему так вдохновляет тебя этот архетип?

– Всегда обращался к архетипам древности. Мы, казахи, – тенгрианцы. Я хотел дать духовный посыл нашей молодежи: изучайте свои корни, этнические традиции, мифологию. И здесь вырастает Шаман – мудрец, сакральный первообраз. Мой «Шаман» одымляет лопатку барашка, она светлая, светящаяся. Он взывает к Небу, предчувствует, предвещает светлое в нашей жизни, жизнеутверждающее.

– Да, на самом деле, картина символичная, сильно воздействующая на зрителя.

– А в картине «Танец» – три шамана. И нас трое – братьев Калмахановых. Как бы образное, символическое переосмысление сущности человеческой жизни.

– Я обратила внимание, что у тебя появились особые технические приемы, например, в написании фона отдельных картин, в большем использовании мастихина, в разнообразии композиционного ритма. Это так?

– Фоны в картинах воспринимаются как акварель по-сырому, а это же живопись, краски текучие, сплавляющиеся. Когда писал «Шамана», накладывал густо краску, прямо из тюбика. Работаю на контрасте: теплое – холодное, темное – светлое, делаю акцент на светлое. Предпочитаю композиции асиметричные («Дыхание весны»). Мастихин всегда использовал, но сейчас усилил этот прием («Магический Катон-Карагай»).

“Вкус граната”

– Вернемся к пейзажному жанру. В экспозиции – многообразие превосходных пейзажей: «За окном октябрь», «Бектау- Ата. Гроза прошла», «Хранители тайн Катон-Карагая», «В гостях», «Поющий Катон-Карагай»…

– Летом посетил Восточно-Казахстанскую область, Катон-Карагайский район. Это наш священный Алтайский край, родина тюрков. Недалеко находятся Берельские курганы. Там мы работали с 15 художниками со всего Казахстана. Я рисовал по новелле «Жылымдық» Оралхана Бокеева. Решил создать образ Жанар. Нам выдали краски, материалы, четыре холста, мы писали с натуры. Три картины я оставил на выставке. А в этой экспозиции в «Алтын гасыр» представил авторские «повторы».

“За окном октябрь”

–  Доволен ли ты сегодняшней  выставкой?

– Конечно, очень доволен. Отрадно, что студенты специальностей «Изобразительное искусство», «Визуальное искусство», «Дизайн» побывали на открытии мероприятия. Признателен и Вам за яркое выступление!

Лариса ЗОЛОТАРЕВА

 

 

 

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Карагандинцев и гостей города приглашают на сельскохозяйственные мини-ярмарки

Ярмарки пройдут 9, 16, 23 и 30 ноября. Для удобства горожан их также разместят в разных частях города. Акимат города Караганды сообщает, что 9, 16,...

Участок дороги Екатеринбург – Алматы закрыт из-за гололеда

Департамент по ЧС сообщает о закрытии участка республиканской трассы Екатеринбург - Алматы. Движение закрыто от села Новостройка до села Аксу-Аюлы из-за плохих погодных условий. Фото:...

Карагандинскую область посетила Тамара Дуйсенова

Заместитель Премьер-министра РК Тамара Дуйсенова в рамках рабочей поездки в наш регион ознакомилась с ходом реализации поручений Президента и посетила социальные объекты, сообщает primeminister.kz. Первым...

Нападающий карагандинской «Сарыарки» забросил единственную шайбу в первом матче на чемпионате Азии

Впервые в истории континента в Алматы стартовал чемпионат Азии по хоккею. За звание победителя поборются национальные сборные Казахстана, Китая, Японии и Южной Кореи. На...

В ТОО «Қарағанды Жарық» рассказали, почему шахта «Абайская» осталась без света

Вчера, 7 ноября, в 19 часов 48 минут произошло технологическое нарушение на ПС «Придолинка», которое привело к обесточиванию шахты «Абайская», так как данный объект...

Карагандинцы поздравили с юбилеем знаменитого российского композитора

Свои первые песни известная в России и за ее пределами композитор Александра Пахмутова написала в Темиртау Вчера, 7 ноября, накануне 95-летнего юбилея народной артистки СССР...

На одной из шахт Карагандинского региона эвакуировали 155 человек

Седьмого ноября в 20.29 на центральную диспетчерскую предприятия поступил сигнал о прекращении подачи электроэнергии на шахте «Абайская» в результате отключения в трансформаторной № 9...