Пагубное влияние человечества на природу может привести к исчезновению традиционных ремесел, которые являются частью культурного кода народов Центральной Азии. Об этом рассказывает выставка работ нашего земляка, а ныне алматинского фотохудожника, Ивана Ряскова «Fashionstan: образ кочевника в меняющемся климате».
В экспозиции, организованной в Экомузее, представлены документальные и художественные фото-, видео- и артработы, собранные на просторах соседнего государства. Иван, режиссер и фотохудожник, лауреат международной премии «Best of PhotoVogue», – личность достаточно эпатажная. Но при этом он поднимает достаточно серьезные проблемы современного общества, исследуя влияние изменения климата на образ кочевников XXI века в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане. Более того, он и себя называет номадом:
– В течение последнего года объездил весь Кыргызстан, 5 из 12 месяцев прожив в юрте. Эволюция кочевника в современном климате – это эволюция нынешнего человека в степняка, самоидентификация. Как это происходит, показываю на личном примере – я обрел свой культурный код и считаю себя казахом: родился в Степи и теперь путешествую.
На вопрос, что общего между прошлым и современностью, он ответил, что кочевники в отличие от городских жителей соблюдают баланс природы, создают материальные блага, не нанося ей ущерб:
– Мы должны черпать из доставшегося нам наследия самое лучшее, совершенствовать опыт предков. Главная мысль выставки заключается в необходимости сохранения истории народа, его духовных ценностей, быта, а также в сублимации во что-то новое, что было бы интересно молодежи.
За основу художник взял традицию изготовления шырдак. Это аналогичный казахскому сырмаку войлочный ковер, включенный в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В соседнем государстве его изготовлением занимаются целые аулы. Они пользуются большим спросом в Европе. Как отметил И. Рясков, даже сестра всемирно известного футболиста Криштиану Роналду заказывала на Иссык-Куле войлочное изделие.
Фотографии родились в ходе работы над документальной картиной, которую финансировало USAID. Желая сохранить неповторимые моменты, он параллельно делал снимки, в том числе на пленочный фотоаппарат. В этом ему помогали художница, дизайнер одежды Алтынай Осмоева, заслуженный художник Киргизской ССР, постановщик легендарных фильмов Геннадия Базарова Урмат Осмоев, простые жители аулов Каджисай, Кок-Серек, Жан булак, Боконбаева и других.
Первыми результаты путешествия Ивана Ряскова по Кыргызстану увидели карагандинцы. И несмотря на простоту подачи, ему удалось привлечь внимание общества к необходимости сохранения культуры и природы во всем спектре возможностей, начиная от быта ремесленников, борющихся за сохранение своего исторического наследия, и включая экологичную сверхсовременную моду новой эры и инновационные индустриальные технологии.
Мадина ОСПАНОВА
Фото автора