ДомойНовостиКультураОт Тобольска до Каркаралы

От Тобольска до Каркаралы

(Окончание.

Начало в номере от 12 февраля 2022 г.)

Лейся, песня

Со временем сарыаркинский сезонный центр торговли начал привлекать творческих людей. С давних времен ярмарки были местом, где люди не только делали запасы продовольствия, покупали обновки и товары для дома. Здесь также можно было, что называется, на других посмотреть и себя показать. Как известно, после долгих зимних месяцев, когда общение ограничивалось своим аулом, Наурыз и кочевка на жайлау становились настоящим праздником. Каждый считал своим долгом побывать в гостях у соседей, чтобы узнать, как они пережили холодное время года, и рассказать о своих делах. Летние ярмарки были прекрасной возможностью отдохнуть после хозяйственных дел, связанных с перекочевкой и посевными работами.

А потому своим долгом посетить долину Талды считали многие акыны и айтыскеры. Для встреч с ними сюда неоднократно приезжал и великий казахский поэт, мыслитель, просветитель Абай Кунанбаев. Здесь о нем знали и говорили. Упоминание об этом можно прочитать в романе-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая»: «Сегодня утром к Абаю приехало множество гостей — молодых акынов. Они привезли ему радостные вести: они рассказали ему, как любит народ его стихи, как широко разлетелись по степи его песни. На многолюдную Кояндинскую ярмарку съехались несколько племен. И всем запомнилось имя Абая. Везде говорили:

— Хороший человек в степи появился, имя его — Абай. У него особенные слова и наставления. Это мудрец, заступник народа, друг несчастных, враг насильников. Родился он в Тобыкты, но не для одних тобыктинцев он — сын всего народа. Будем же слушать речи его, запомним его наставления…»

Не раз здесь бывал один из основателей центрально-казахстанской школы исполнения кюев в стиле шертпе, автор знаменитых по сей день кюев «Сары жайляу», «Жазғы қайғы», «Бес төре», «Ақсақ құлан», «Былқылдақ», «Боз айғыр». «Бозторғай», «Сары өзен», «Балбырауын» Таттимбет Казангапулы. В 1842-1845 годах он занимал пост волостного правителя в Каркаралинском округе и позже, будучи общественным деятелем, помогал Варнаве Ботову основать ярмарку.

Перед посетителями ярмарки выступали любимые народом акыны и композиторы Жаяу Муса, Мади Бапиулы, Муса Шорманов, Тезекбай Шоктыбайулы, Шоже Каржаубайулы, Биржан-сал, Акан-Серы.

Кроме того, в разные годы своим мастерством радовали Укили Ибрай, Балуан Шолак, Амре Кашаубаев, Жусупбек Елебеков, Кали Байжанов, Иса Байзаков, Калибек Куанышбаев, Майра Шамсутдинова и многие другие. Как гласит народная молва, на ярмарке Майра, выдающаяся певица, композитор-песенник, и Укили Ибрай, поэт-импровизатор, один из представителей классической народной музыки, встретившись, устроили айтыс. После двухдневного творческого состязания он сочинил посвященную Шамсутдиновой «Гәкку», которую сейчас называют вершиной его песенного творчества.

В годы революции и гражданской войны ярмарка, по понятным причинам, прекратила свою деятельность. Она возродилась после того, как был взят курс на НЭП (Новая экономическая политика), проводившаяся в Советском Союзе. Принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), что повлекло оживление частного капитала. Соответственно, с 1922 года на ярмарке восстановили традицию проведения культурно-массовых мероприятий. В отремонтированном народном доме проводились айтысы, действовали своеобразный театр, ставивший спектакли на казахском языке, и читальня. В медицинском пункте, который ежедневно принимал до 200 человек, велась культурно-просветительская работа среди женщин.

Как и в прежние годы, любимым развлечением были байга и борьба. В июне 1923 года Кажымукан Мунайтпасов, палуан и циркач, геркулес степей, первый чемпион мира по французской борьбе, победитель мировых, российских, региональных, затем и общесоюзных чемпионатов по классической борьбе среди тяжеловесов, сошелся в поединке с китайским борцом, чемпионом Индии, Кореи, Японии и Сингапура Мао Дэн Фу и одержал убедительную победу.

Слово в литературе

Слава Кояндинской ярмарки увековечена в произведениях писателей и поэтов. Шахмет Хусаинов и народный артист СССР Калибек Куанышбаев написали пьесу «Шаншалар», в которой воспели ее жизнь и состязания айтыскеров. Этот спектакль поставил известный режиссер Шакен Айманов на сцене Казахского театра драмы им. М. Ауэзова.

О ней писали Амен Азиев (роман «Медный пояс»), Алексей Брагин (повесть «Прадеды и правнуки»), Николай Анов и поэт Павел Васильев.

П. Васильев, которого называют родоначальником «героического периода», был журналистом. Он родился в Семипалатинской губернии 5 января 1905 года и всей душой любил казахскую степь. Его постигла трагическая судьба — в феврале 1937 года он был арестован уже в третий раз и приговорен Военной коллегией Верховного суда к расстрелу по обвинению в принадлежности к террористической группе, которая якобы готовила покушение на Сталина.

Вчитываясь в его строки, ты словно сам становишься участником тех событий, настолько ярко он создавал образы:

Над степями плывут орлы

От Тобола на Каркаралы,

И баранов пышны отары

Поворачивают к Атбасару.

В этот день поет тяжелей

Лошадиный горячий пах, —

Полстраны, заседлав лошадей,

Скачет ярмаркой в Куяндах.

Кстати, впервые поэта арестовали весной 1932 года вместе с Николаем Ановым. Им, а также Евгению Забелину, Сергею Маркову и другим вменили участие в контрреволюционной группировке литераторов — так называемой «Сибирской бригаде».

Николай Анов (настоящая фамилия Иванов) — коренной петербуржец. В октябре 1917 года участвовал в штурме Зимнего дворца. Он также был журналистом, в 1920 году переехал в Усть-Каменогорск, где готовил материалы для издания «Советская власть», затем в 1924 году — в Семипалатинск.

Кояндинская ярмарка оживает в двух его произведениях: романе «Крылья песни» и воспоминаниях «На литературных перекрестах».

«Ялуторовский купец Серафим Ботов в тысяча восемьсот сорок восьмом году выехал с красным товаром в Каркаралинскую степь и остановился в Талдинской долине вблизи озера Кара-Сор. Здесь, в урочище Куянды, на перепутье старинных караванных дорог из Китая, Персии и Бухары, он выгодно распродал весь свой товар и, закупив по дешевке гурты скота и косяки лошадей, с неслыханными барышами вернулся в Ялуторовск.

С того памятного года в Талдинскую долину каждое лето стали наезжать уральские люди и возить красный товар для жителей степей. Долгое время ярмарка носила название Ботовской…

Громкая слава пошла о ней по всей казахской земле и даже за ее пределами — по скудным степям Монголии в Китай, через Туркестан до Афганистана и Индии. Бесконечные караваны двигались по древним торговым путям к Куянде. Тесно становилось в обширной Талдинской долине в дни великого степного торжища. Разноплеменный, разноязычный азиатский люд заполнял Куянды. Казахи, киргизы, уйгуры, дунгане, узбеки, китайцы, цыгане, персы, бухарские евреи громко кричали гортанными голосами, и над степью плыл густой и веселый гул», — повествует роман.

Верные барыши, писал автор, влекли сюда хищников всех мастей, жаждавших легкой наживы: «Вместе с караванами прибывали в Куянды знаменитые конокрады, фальшивомонетчики, чародеи и фокусники, шулеры и веселые девушки. Миссионеры и певцы, цирковые артисты и разбойники».

И, конечно же, Н. Анов великолепно описывал в своем произведении акынов, о которых говорилось выше: «В эти минуты томительного ожидания они увидели группу всадников, скакавших по направлению к ложбине. Это мчались артисты агитбригады. Сламбек узнал Мусу, Амре, Хасена, Гали и проворно юркнул в ближайшую юрту».

В 1925 году редакция семипалатинской газеты «Степная правда» на Кояндинской ярмарке начала выпускать «Ярмарочный вестник». И занимался этим Николай Иванович. Этот эпизод своей жизни он включил в книгу «На литературных перекрестках»: «Первую полосу «Ярмарочного вестника», заполненную рекламными объявлениями, заблаговременно отпечатали в Семипалатинске тиражом сто экземпляров. Вторая полоса, «чистая», предназначалась под местный материал — для заметок, корреспонденций и возможных объявлений. Они должны были набираться непосредственно на ярмарке».

В том же году состоялись традиционные конные скачки. Упорная борьба велась за призы имени Максима Горького и Демьяна Бедного. За байгой наблюдали порядка 10 тысяч зрителей. Этому состязанию всадников Н. Анов посвятил очерк, который вышел на страницах московского журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент».

Именем народа

Долина Талды напрямую связана с историей борьбы казахской интеллигенции за независимость народа. Именно здесь, на Кояндинской ярмарке, в июле памятного 1905 года была составлена знаменитая Каркаралинская петиция на имя председателя Совета Министров Сергея Витте, адресованная императору Николаю II. Члены партии «Алаш» Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Жакып Акбаев и другие в документе отмечали, что «…когда вся Россия заявляет о необходимости полного переустройства своей жизни, киргизские (казахские) степи, связанные судьбою с Россией, не могут оставаться безучастными к переживаемым ею событиям и не заявлять о своих назревших нуждах…»

В петиции, под которой поставили подписи 14 500 человек, выдвигались такие требования, как предоставление свободы совести, организация обучения населения на его родном языке, отказ от переселенческой политики, принятие специального законодательного акта о принадлежности земельного фонда коренному населению, пересмотр «Степного положения» и системы административного управления краем. Также авторы коллективного обращения добивались законодательного закрепления права ведения гражданского и судебного делопроизводства на казахском языке, сокращения числа чиновников колониального аппарата, отказа от практики назначения генерал-губернаторов из центра, предоставления квоты в верховных органах власти для депутатов от колониальных окраин.

Этот документ, не имеющий аналогов, положил начало оформлению местной организации конституционно-демократической партии. Кроме того, ее основные пункты вошли в основу политической программы будущих алашординцев.

 

Крепкие корни

После 80 лет существования в 1928 году Кояндинская ярмарка была закрыта. Сейчас о ее былом величии напоминают руины купеческого склада, которые жители села Коянды по привычке называют торговым павильоном.

Волей-неволей возникает вопрос о дальнейшей судьбе Варнавы Ботова. Уехал ли он в родную Тобольскую губернию или осел в другом месте? И тут как нельзя кстати вспомнилось, что лет 10 назад по работе довелось познакомиться с Вадимом Ботовым, который на тот момент возглавлял один из отделов территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Карагандинской области. Тогда же в ходе разговора выяснилось, что сам он родился и вырос в Каркаралинске. Совпадение? Один телефонный звонок развеял все сомнения — он оказался прямым потомком ялуторовского купца. Он, а также краевед Ерлан Мустафин рекомендовали обратиться к Веронике Журавлевой (в девичестве — Ботова), которая на протяжении долгих лет занимается изучением истории своего рода. Она, ее братья и сестра как зеницу ока берегут серебряные ложечки, которые являются ровесницами ярмарки, — комплект датируется 1847 годом.

— Наш предок родился в 1797 году. Варнава Серафимович был высокообразованным человеком. Не только организовать торговлю, но и поднимать культуру, спорт на таких мероприятиях было непросто. По семейной легенде, его сын Иван, не рассчитав свои силы, пустил по свету отцовский капитал и со стыда уехал в Павлодар. Внук Илларион, мой прадед, уже не был купцом. Вернувшись в Каркаралинск, он держал пикеты. У него было восемь детей — шестеро сыновей и две дочери. Мой дед Петр был репрессирован и расстрелян в 1937 году, — рассказала она.

Потомки основателя ярмарки внесли большой вклад в развитие Казахстана. Его дочь Августа в 1961 году была отмечена почетным знаком «Отличник здравоохранения КазССР», сын Николай одним из первых удостоился звания «Почетный учитель Казахстана». Дядя В. Журавлевой, Константин, прекрасно владел казахским языком, за что его очень ценили земляки. Кроме того, знал арабский (в детстве он обучался у муллы) и даже его преподавал. Его брат Валерий — заслуженный ветеринарный врач КазССР.

Примечательно, что если собрать воедино всех Ботовых, то можно будет заполнить все места в большом концертном зале. Они дружат между собой, собираются на семейных праздниках и искренне гордятся своими корнями.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Похожие статьи

Лента новостей