back to top
1.6 C
Алматы
Воскресенье, 9 марта, 2025
No menu items!
ДомойНовостиКультураМудрость жизни и творчества

Мудрость жизни и творчества

8 ноября 2024 года ушел из жизни известный казахстанский художник Сейтмахан Калмаханович Калмаханов

Многотрудная судьба досталась этому человеку. Дитя военного времени, он прожил тяжелое детство. В 1942 году семья проводила на фронт отца и больше его не увидела: он пропал без вести. Двое сыновей росли без достатка в семье, но с интересом к окружающему миру.

Мадихан Калмаханов. «В мастерской. Портрет отца». Х., м. 2014.

Сам художник вспоминал первое пробуждение к изобразительному искусству: «Увидел на стене в квартире у знакомых фриз из декоративных орнаментов и звездочек – мне было тогда 5-6 лет, и я узнал, что человек может рисовать. Я пытался на земле нарисовать звезду, долго мучился, но все же звезда получилась».

Тяжелая болезнь привела в детский санаторий в Джамбуле. И здесь впервые увидел цветные карандаши, срисовал доктора Айболита и другие детские картинки. Затем в родном совхозе «Тогускен» в Джамбульской области окончил начальную школу, а в 12 лет попал в детский дом в Западном Казахстане. Но аттестат о среднем образовании Сейтмахан получил в Караганде, в Тихоновском доме-интернате, куда его привезли в 1958 году.

«В Тихоновском доме-интернате над нами взяли шефство политзаключенные. Они решили, что мы должны учиться дальше. Я только что перенес тяжелую операцию и решил готовиться к поступлению в медицинский институт. Но все сложилось иначе. Встретился с человеком, во многом определившим мою судьбу, – Михаилом Петровичем Якубовичем, политзаключенным, человеком образованным, интеллигентным. Он увидел, как я рисую, и посоветовал поступать в художественное училище. Дал мне 40 рублей, и я поехал учиться в Алма-Ату.

Под руководством опытных преподавателей, профессиональных художников: А.И. Бортникова, М.С. Кенбаева, С. Жубанова получал профессиональные знания по теории и истории искусств, специальные навыки в области рисунка, живописи композиции. Упорная работа дала свой результат: диплом защитил на «отлично», – рассказывал художник.

Проработав год преподавателем художественного училища, Сейтмахан уехал в Москву, где поступил в Высшее художественно-промышленное училище им. С.Г. Строганова на отделение «Проектирование интерьера, выставок и рекламы». Москва подарила много впечатлений: художественные выставки, экскурсии по изумительным местам Подмосковья, Золотому кольцу… Жилось трудно, но интересно.

В 1972 году в возрасте 32 лет Сейтмахан Калмаханов вернулся в Караганду с дипломом. Произошли изменения и в личной жизни – уже складывалась семья. Путь профессионального художника в Караганде начался в проектном отделе художественного фонда; уже спустя год он был назначен главным художником художественно-производственных мастерских. В 1975 году С. Калмаханов стал членом Союза художников СССР; работал в области художественного проектирования, монументального и декоративно-прикладного искусства, графики, акварели, медальерного искусства.

Член правления Карагандинской организации Союза художников, С. Калмаханов скоро стал ее председателем и проработал в этой должности с 1978-го по 1987 год. В течение пяти лет был членом правления Союза художников СССР. То были годы бурной творческой и общественной деятельности.

В 1990 году по приглашению Султана Досмагамбетова Сейтмахан Калмаханович стал заведующим кафедрой живописи на художественно-графическом факультете педагогического института. В этой должности он проработал семь лет. Когда после окончания академии им. Т. Жургенова на кафедру пришел его сын Мадихан, С. Калмаханов оставил должность заведующего кафедрой и начал работать в качестве старшего преподавателя. В целом педагогической деятельности он отдал 16 лет.

В его насыщенной биографии главное место отводилось творчеству. В 1975 году С. Калмаханов стал членом Союза художников СССР. В созданных им медалях (Аппак Байжанов: триптих «Город», «Степь», «Космос») сочетаются конкретность и символика. Они отличаются разнообразием выразительных приемов: в одних случаях медаль разрабатывается как пластический скульптурный рельеф, в других – ее основой становится графический силуэт.

В творчестве Сейтмахана Калмахановича ярко выражено национальное начало. Одинаково плодотворно он выступает в станковой живописи – в жанре портрета, пейзажа и сюжетной картины. Известны его триптихи «Народные таланты» («Күйші» – Музыкант», «Халық шеберлері» – «Народные таланты», «Әнші» – «Певец»); «Той» («Калыш-аже» – «Бабушка Калыш», «Жастар» – «Молодые», «Беташар» – «Свадебный обряд открывания лица»).

Портрет-картина «Вдова солдата» (1975 г.) – первая живописная работа художника; это обобщенно-монументальный образ; женственность сочетается с внутренней скорбью, твердостью духа, нравственным спокойствием. Самобытны образы исторических личностей Великой степи. В них оживает история народа и края: «Аппак Байжанов», «Абулмансур», созданные в 1982-1984 годах. С большим вдохновением С. Калмаханов пишет деятелей культуры своего народа: Таттимбета, аль-Фараби, Чокана Валиханова, Олжаса Сулейменова.

Художник много работал с натуры, когда искал композицию портрета-картины «Чокан Валиханов». Он изобразил Чокана в родовых местах – в Боровом, на фоне горы Спящий рыцарь. И снова художник прибегает к символике: «спящий рыцарь», словно не пробудившийся народ, зажат между скалами.

Портрет Олжаса Сулейменова, по выражению художника, – дань творчеству поэта и своего рода дань «моей поэтической юности». Будучи студентом художественного училища Алма-Аты, Сейтмахан слушал Олжаса на поэтических вечерах, когда он читал поэму «Земля, поклонись человеку!» И тогда он не думал, что будет писать портрет поэта. В триптихе «Эпоха аль-Фараби» живописец вовлекает зрителя в сложную и тревожную атмосферу времени средневековья: «Варварство» – «Аль-Фараби» – «Тьма». Вопреки другим образам аль-Фараби показан задумчивым старцем, путником, ищущим Истину: «счастье – не самоцель, оно необходимо для преобразования природы человека».

В 1995 году С. Калмаханов выполнил серию, посвященную великому Абаю. Три портретных изображения Абая: «Ибрагим», «Абай – видный деятель Великой степи», «Абай – автор «Назидания» – своего рода олицетворение этапов жизненного пути: юности, зрелости, мудрости. В каждой из картин видится сам художник, его многосложная судьба и духовная сущность.

Произведения Сейтмахана Калмаханова известны казахстанцам по многочисленным выставкам. Его работы экспонировались на различном уровне. Многие из них находятся в музеях г. Караганды, Каркаралинска, Алматы, Астаны, воспроизведены в крупных изданиях «Художники Караганды», «Город солнечного камня», журналах «Творчество», «Жулдыз», «Жалын» и др.

Свои профессиональные знания Сейтмахан Калмаханович транслировал будущим педагогам-художникам и дизайнерам, обучающимся на художественно-графическом факультете педагогического института, а затем на профессионально-художественном факультете КарГУ им. Е.А. Букетова. Но прежде всего творческий и жизненный опыт он передал своим сыновьям – Айдархану, Мадихану и Тайхану.

Светлая и вечная память Большому Человеку, Художнику, Руководителю, Наставнику и отцу талантливого семейства.

 

Лариса ЗОЛОТАРЕВА,

профессор искусствоведения

 

 

 

 

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Счастье на кончиках пальцев

Вы думаете, что женщины мечтают о принцах, яхтах и платьях от кутюр? Как человек, который держит их руки по два часа в день,...

Забота на первое и второе

Женские руки создают тепло. Даже если работают с холодным тестом и фаршем. Каждый мой день – это ритм машин, шелест упаковки, точность движений. Тесто должно...

Все по полочкам

Говорят, мечты должны быть великими. Но когда весь день проводишь среди полок и стеллажей, понимаешь: по-настоящему важное – в мелочах. Женщина мечтает, чтобы сыр не...

Душа лежит к металлу: Большое счастье – найти работу по душе

«Обожаю железо!» – восклицает Альбина Цвентух. Именно это и привело ее на Карагандинский завод металлоконструкций-Имсталькон, где она работает токарем. Что примечательно: станок, за которым...

Красота в деталях

За баночками кремов и флаконами духов скрывается больше, чем просто уход за собой. Женщины ищут не косметику, а ощущение легкости, уверенности, радости – то,...