На сцене Карагандинского областного академического казахского драматического театра им. С. Сейфуллина прошел премьерный показ поэтическо-музыкальной драмы «Рахымжанның Қасымы» режиссера-постановщика Болата Узакова.
Автор – заслуженный артист Казахстана, лауреат Государственной премии КазССР, актер и драматург Кенес Жумабеков. Об истории рождения пьесы он рассказал накануне премьеры. По его словам, в этом ему помогли воспоминания людей, которые знали поэта.
Художественный замысел постановки основан на бессмертных произведениях нашего земляка и тесно переплетается с его жизненным и творческим путем. Чтобы соединить все это воедино, донести до зрителя то, о чем думал и мечтал поэт, что дарило радость и печалило думы, К. Жумабеков с головой погрузился в работу.
В прежние годы, говорит он, никогда не задумывался об этой драме, однако где-то внутри эта мысль зародилась давно. Дело в том, что 20 лет назад, когда в Карагандинской области широко праздновали 90-летие со дня рождения К. Аманжолова, по его сценарию ставилось 20-минутное театрализованное представление.
– Уже тогда, собирая материал, я узнал о нем много интересного. Как-то, когда еще была жива мама, поехал в отпуск в родной Уральск, и она предложила навестить ее родных, чтобы познакомить с ними и я после ее смерти не остался совсем один. Как и заведено, меня начали расспрашивать, где живу, чем занимаюсь. Один дальний родственник, узнав, что я приехал из Караганды, сразу же сказал: «Родина Касыма Аманжолова». Я удивился – не о шахтах, не о Карлаге вспомнил он, – отметил Кенес Нарымбаевич.
Как оказалось, дядя Жумабекова всей душой любил творчество поэта. Более того, в годы учебы в Уральском педагогическом институте, где получал знания и
К. Аманжолов, близко общался с людьми, которые хорошо знали его.
– Из его рассказов я узнал, почему когда-то Касым Аманжолов уехал из Уральска. В свое время он планировал поступать на рабфак. Перед экзаменами возглавил студенческий самодеятельный казахский ансамбль и готовил концерт к празднику. Но партком исключил из программы почти все номера, в том числе произведение Абая. В итоге ребятам разрешили исполнить кюй и две песни, – продолжает свой рассказ драматург.
Сделав вид, что согласен на это, руководитель коллектива все же взял на себя смелость отыграть все запланированные им музыкальные номера. Само собой разумеется, когда руководство поняло, что молодые люди пошли наперекор их высокой партийной воле, то расценило это как саботаж и лишило поэта права на поступление.
Эта история – маленькая толика того, что собрал автор «Рахымжанның Қасымы», работая над пьесой. В свое произведение включил все периоды жизни своего героя – детство, молодость, фронтовые годы, работу в Алма-Ате, встречу с любимой. Все переживания, чаяния и мечты в спектакле сопровождаются исполнением его произведений, которые и есть истинное мерило души поэта.
Режиссер-постановщик достаточно интересно воплотил замысел драматурга на сцене. Постановка начинается, что называется, с конца – с окончания жизненного пути поэта, охваченного тоской по родному аулу, Кентским горам, под сенью которых он появился на свет. И он словно со стороны видит себя, еще мальчишку, получающего благословение старших, а затем сломленного бездонным горем.
Вопреки обыкновению, постановка не предусматривает декораций. На сцене только девушки и парни, которые воплощают образы его мыслей и воспоминаний. Они облачены в одеяния исключительно серого тона, который по ходу действия разбавляется белым и черным. Отрезы материи этих цветов, появляющиеся в руках хора, символизируют светлые и темные периоды жизни. Например, когда юный Касым узнает о безвременной кончине отца и теряет мать, черная ткань выступает преградой на пути к мечтам о светлом будущем. Не раз и не два с ним происходило подобное. Но, сломленный потерями, невзгодами, непониманием, предательством, он каждый раз поднимался с колен, воодушевленной музой, которая является герою в виде девушки в белоснежном развевающемся платье.
Заслуживает внимания и музыкальное сопровождение постановки, осуществленное заслуженным деятелем Казахстана Амантаем Жумашевым. В исполнении актеров зрители услышали бессмертные «Туған жер», «Жас дәурен», «Дариға, сол қыз», «Қасым қайда, достар-ау, Қасым қайда?», «Абдолла» и многое другое. Аккомпанемент ансамбля народных инструментов усиливал впечатление от происходящего на сцене. А все вкупе – драматургия, актерская игра, смена эмоций, подбор произведений – позволило зрителю по-новому взглянуть на творчество поэта, понять его и полюбить.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА
Фото Александра МАРЧЕНКО