Карагандинский живописец получил широкую известность за рубежом

3336

Мадихан Калмаханов уже несколько лет является одним из постоянных художников галереи ARS PRO DONO в Берлине. А первого октября в столице Германии открылась его персональная выставка, которая продлится до конца осени. Посвященная 30-летию Независимости РК, она объединяет работы автора за последние 5 лет и дополнена скульптурами заслуженного художника Республики Тува Юрия Ооржака. По материалам экспозиции выпущен красочный буклет.

 

Мастер кисти родился в семье художника Сейтмахана Калмаханова и относится к известной династии, где «с детства держали карандаш».

Выпускник престижного факультета станковой живописи Казахской государственной художественной академии им. Т. Жургенова, он в 25 лет стал членом Союза художников Казахстана. Его работы находятся в частных коллекциях США, Германии, Турции, Кипра и других стран дальнего зарубежья. Сегодня о нем с уверенностью можно сказать, что это подлинно национальный художник нового поколения, верный традициям мастеров казахстанской школы С. Мамбеева, А. Сыдыханова, С. Айтбаева, А. Аканаева.

Творческая деятельность М. Калмаханова сопряжена с педагогической: он – магистр педагогических наук, старший преподаватель живописи и рисунка на кафедре изобразительного искусства и дизайна КарУ им. Е.А. Букетова.

 

 

Берлинский вернисаж называется «Осенний поцелуй» – по названию одной из работ. Всего же на выставке представлено 30 картин маслом на холсте, что позволило приурочить ее к знаменательной дате в истории независимого Казахстана.

Размеры разноформатные, тематика свободная, независимая. Здесь есть натюрморты («Восточная ночь», «В лучах солнца»), пейзажи («В родной степи»), населенные степными тулпарами («Айғыр. Жеребец»), символические и мифологические сюжеты, преобразованные в некую историко-эпическую и образно-поэтическую картинную плоскость.

Метафора и символика – неотъемлемые качества современной живописи. Философичен и иносказателен натюрморт «В лучах солнца». В пространстве юрты на фоне орнаментированных, вышитых ковров рассыпаны гранаты – символ плодородия, семьи и единства: много маленьких зернышек, находящихся в одной оболочке, составляют единое целое. Охранниками сна юной девушки выступают два молодых леопарда как знаки женского божества плодородия («Охранники снов»).

Обращает внимание образ Барса – один из современных символов Казахстана. Этот царственный зверь олицетворяет силу и независимость. Он обходит свои владения – Великую степь – как пространства национальной истории («Обход владений»). Кентавр представлен как символ мудрости и единения с природой: «Кентавр, поэт-созерцатель степной культуры», «Кентавр, композитор-исполнитель (Вдохновение)».

– Степь и ее жители – главная тема казахстанского художника Мадихана Калмаханова. Люди, кони и собаки принадлежат здесь друг другу, связаны судьбоносно. В трех новых картинах, посвященных мифическому происхождению степных жителей, лошадь и всадник слились в кентавров, занимающихся музыкой и искусством поэзии. Совсем недавно появились и изображения женских лиц – они производят на зрителей сильное впечатление. Интересны фольклорные натюрморты, такие как «Восточная ночь», а также две сюрреалистические картины на тему воды, – отмечает арт-журналист Руди Штрезе.

Специфичны творческий метод художника, его техника, цветопластика. Он не скрупулезен в отношении рисунка – основную смысловую нагрузку несет цвет, передающий атмосферу картины, ее «ауру». Разнообразие палитры выражает мировосприятие художника, талантливого, самобытного и многообещающего.

Лариса ЗОЛОТАРЕВА,

профессор искусствоведения КарУ им. Е.А. Букетова