Я – счастливый человек

8089

Так сказал о себе известный казахстанский художник и скульптор Игорь Баграмов на открытии юбилейной выставки «Мой Казахстан» в областном музее изобразительного искусства. Творческий багаж этого многогранного человека поражает воображение любого, даже если он далек от искусства.

Название вернисажа говорит о его содержании. Это рассказ о нашей Родине, ее культуре, обычаях, событиях, людях, природе и даже традиционной кухне.

– На фоне пандемии, когда по телевизору только политика и негатив, мне хотелось провести простую выставку. С обычными портретами, необычными пейзажами, чтобы зритель мог окунуться в мир искусства. Я – счастливый человек. Мне повезло, что после окончания Алма-Атинского художественного института по распределению попал в Караганду. Много лет проработал главным художником Русского драматического театра им. К.С. Станиславского, где сделал массу спектаклей. Кроме того, мне выпала честь работать в качестве дизайнера памятника Абылай-хану, который установлен у горы Кокше, – сказал Игорь Баграмов на открытии выставки.

Также он является автором памятников, посвященных шахтерам, погибшим на шахте им. Абая, воинам-«афганцам» и ликвидаторам Чернобыльской катастрофы, «Расколотой звезды» и восковых фигур в музее памяти жертв политических репрессий поселка Долинка, ротонды в парке Победы и многого другого.

В живописи Игорю Маратовичу подвластны пастель и масло, темпера и графика. Но его любимой техникой была и остается акварель.

– Это стихи, застывшие в красках, – говорит он.

В зале представлено 150 работ, большая часть которых создана в последние годы. Открывают выставку четыре холста, которые до этого еще нигде не выставлялись: «Балхаш», «Табун», «Вечер в степи Сары-Арки», «Ночь в степи». Главная изюминка этих полотен заключается в том, что они выполнены в авторской технике, которая держится в секрете. Обыкновенное масло каким-то известным только Игорю способом превращается в объемные изображения, которые хочется разглядывать бесконечно, впитывая в себя каждый штрих. Ведь каждый мазок кисти передает фактуру камня, прикосновение обжигающего ветра, запах полыни и блеск далеких звезд.

– Это земля нетронутая, девственная, как душа кочевника, жизнестойкая, питающая каждую весну пробуждающуюся жизнь и замирающая в суровых испытаниях в ожидании тепла и солнца. Это и есть чистая любовь к своей земле, – подчеркивает руководитель экскурсионно-массового отдела музея ИЗО Снежана Черкаева.

А как «вкусно» Игорь Маратович пишет натюрморты. Его «Чай», «С домброй», «Бесбармак» невольно вызывают в памяти ароматы праздничного застолья с блюдами, приготовленными заботливыми руками мамы. Великолепны и его портреты. Как отмечают музейные работники, этот жанр И. Баграмова отличают историческая подлинность и глубокое изучение архивного материала, а оригинальность и честность изображений людских лиц делают их патетическими.

Таким образом, экспозиция состоит преимущественно из работ, наполненных уникальным национальным колоритом, когда звенья одной цепи дополняют друг друга, создавая портрет родного края.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Александра МАРЧЕНКО