Какие неразгаданные смыслы скрывает в себе «Путь Абая»
Если XX век принято называть золотым веком казахской литературы, то его подлинное начало следует искать в XIX столетии – эпохе великого Абая. Такую точку зрения высказывает доктор филологических наук, профессор академии «Bolashaq» Мәуен Хамзин. По его мнению, символическая эстафета духовного наследия от поэта перешла к Мухтару Ауэзову, и в этом кроется особая глубина.
Иллюстративное фото: eccis.org
– Роман Ауэзова – не просто художественное произведение. В нем закодированы гений Абая, трагедия его времени и борьба с идеологическими догмами XX века, – подчеркивает профессор.
С именем поэта связано не только литературное возрождение, но целый духовный ренессанс казахского народа. Он говорил с народом на родном языке как лингвистически, так и ментально, передавал свою философию, не разрывая связи с национальной культурой. Также воспринимал окружающую действительность и предчувствовал грядущие перемены.
М. Хамзин акцентирует внимание на философии мыслителя.
– Абай вывел уникальную концепцию «массивного человека», основывающуюся на принципах любви к человеку, Всевышнему, истине. Мы до сих пор пытаемся постичь смысл его «Иманигүл» и каждый раз открываем новые пласты, – делится он.
Жертва авторской хитрости
Мухтар Ауэзов создал грандиозный роман-эпопею «Путь Абая», где главный герой показан не как идеализированный образ, а как живой человек в столкновении с жестокой реальностью. Однако особое внимание стоит обратить на фигуру отца поэта.
– Кунанбай – персонаж на первый взгляд однозначно негативный. Именно так он был интерпретирован в течение десятилетий: деспот, религиозный фанатик, тиран, препятствующий свободе и прогрессу, – поясняет ученый.
Однако профессор считает, что образ Кунанбая в романе не просто антагонистичен, он жертва авторской хитрости, политической необходимости и художественного замысла. Чтобы «спасти» Абая от лап идеологии, автор романа, по сути, «пожертвовал» его отцом. Как считает Мәуен Хамзин, Ауэзов знал, что показать в героическом свете и Абая, и Кунанбая қажы в условиях сталинской цензуры невозможно. Поэтому автор пошел на сознательную жертву: обострил конфликт между ними, показал отца как тирана, чтобы на этом фоне сын предстал пророком, гуманистом, поэтом-просветителем.
Хамзин убежден, что весь роман пронизан драматизмом. Здесь важно не столько само наличие конфликта, сколько то, как автор раскрывает суть героев. Через драматические ситуации читатель видит внутренний мир персонажей. Таким способом М. Ауэзов хотел обнажить истину, спрятанную за историческими и идеологическими декорациями. Кунанбай, по мнению профессора, был сложной и сильной личностью. Он чувствовал угрозу времени, видел, как меняется общество, как усиливается давление империи. И в этой ситуации не поддался течению, а пытался сам формировать обстоятельства.
– Он понимал, что если народ забудет свои корни, то станет жертвой внешнего влияния. Потому и действовал порой жестко, даже жестоко, чтобы сохранить национальное сознание, – говорит ученый.
В доказательство этого он приводит исторические эпизоды: суд над Кодаром и Камкой, ссылки, конфликты с влиятельными людьми, борьба за власть. Все это часть сложной стратегии Кунанбая қажы как политического деятеля своего времени. Главная мысль Мәуена Хамзина – в гениальной двойственности Ауэзова. С одной стороны, он удовлетворяет требования соцреализма: показывает борьбу старого и нового, противопоставляет реакционера и прогрессиста. Но с другой – создает образы, которые выходят далеко за рамки простой дихотомии.
– Ауэзов, используя методы соцреализма, ухитрился не уничтожить, а сохранить величие отца. Обладавший такими качествами, как сила, принципиальность, решимость, Кунанбай в иной идеологической среде стал бы настоящим героем, – объясняет М. Хамзин.
Таким образом, в романе не просто конфликт поколений или взглядов, но и столкновение двух форм патриотизма. Один – рациональный, стремившийся к просвещению и гуманизму (Абай), другой – инстинктивный, основанный на сохранении традиций и защите национального (Кунанбай).
Два персонажа и один замысел
По мнению ученого, персонажи в романе вовсе не были антагонистами в полной мере. Их пути расходились, но цель у них была одна – благо народа. И Ауэзов как тонкий мыслитель прекрасно это понимал. Он намеренно создает напряжение между ними, чтобы каждый максимально раскрылся как личность.
– В результате оба героя становятся типажами, символами. Писатель вытащил их за пределы времени и поместил в вечность, – подытожил профессор.
«Путь Абая» – произведение, в котором под толщей текста спрятано множество смыслов. Один из них – как сохранить истину в условиях лжи. Другой – как показать великое, не называя его так напрямую. Мәуен Хамзин убежден: именно в этом и заключается мастерство Мухтара Ауэзова, в его способности говорить о самом важном сквозь завесу символов, драм, персонажей, оставляя читателю право самому докопаться до сути. Так он спас не только Абая, но и наше право на собственную интерпретацию истории.
Кайныш БҰХАРБАЙ