Вне всякого сомнения, имя Евнея Арстановича Букетова по достоинству прочно вписано в историю Центрального Казахстана и не только. В 1960 году по рекомендации академика АН СССР К.И. Сатпаева он возглавил Химико-металлургический институт АН КазССР – детище Каныша Имантаевича, являющееся первым академическим учреждением на территории нашей Сары-Арки. По его замыслу, от него в перспективе должны были отпочковываться новые научно-исследовательские институты. Ранняя смерть не дала осуществить эти задумки. На момент кончины К.И. Сатпаеву было всего лишь 64 года. А сколько он сделал полезных для страны и народа дел и сколько еще осталось незавершенных масштабных идей!
Кстати, первым директором ХМИ был И.Н. Азербаев, который, как говорится, на голом месте начал организационную работу, затем ее весьма плодотворно продолжил Е.А. Букетов. Это был период немыслимого взлета и развития металлургической науки, углехимии и химии ацетилена в нашем шахтерском городе. Евней Арстанович создал прекрасную кадровую базу, определил производственные площади института, построил новое здание, жилой дом для ученых, образцово укрепил научно-производственные связи с Джезказганским и Балхашским медными заводами, заводом синтетического каучука в Темиртау и многими другими промышленными предприятиями не только Казахстана, но и РСФСР. Он сплотил вокруг себя большую группу молодых ученых, которые в скором времени стали кандидатами и докторами наук, лауреатами государственных и других престижных премий. В итоге была создана известная в мире научная школа Евнея Букетова. Следует отметить, что по его приглашению в 1965 году и я стал его учеником, возглавив созданную специально под меня лабораторию спектроскопии в структуре ХМИ.
Следует также отметить, что Евней Арстанович способствовал созданию в 1983 г. Центрально-Казахстанского отделения АН КазССР и Института органического синтеза и углехимии, который и поныне является единственным научным учреждением углехимического профиля в Казахстане. Здесь трудились академик НАН РК, лауреат Государственной премии А.М. Газалиев, академик НАН РК С.Д. Фазылов, доктора химических наук Н.М. Иванова, О.А. Нуркенов, Т.С. Животова, руководители подразделений А.Х. Жакина, А.Т. Ордабаева, Д.Б. Сырлыбаева, являющиеся в основном выпускниками КарГУ и получившие дипломы из рук Е.А. Букетова.
Этот колоссальный опыт, безусловно, пригодился ему в последующем в становлении и развитии созданного в 1972 году Карагандинского государственного университета. Думаю, правильно считать точкой его отсчета открытый в 1938-м Карагандинский учительский институт, преобразованный в 1953 году в Карагандинский педагогический институт, ставший одним из лучших педвузов Казахстана. Сегодня с большим удовлетворением вспоминаю ректора института С. Баймурзина, 20 лет возглавлявшего славный коллектив вуза, а также известных в Караганде ученых-педагогов В.П. Усика, Т.А. Абдразакова, Р.Г. Омарову, Р.А. Клещеву, К.Ж. Жуасова, П.С. Кравицкую, М.С. Сагинову, Б.О. Абеуова, З.Б. Бекишбекова, Б.С. Какенова, О.А. Абдрахманова, Т.И. Аубакирова, Т.И. Сматова, К.Б. Бекишева, К.Т. Рустембекова, М.И. Жамбекова, Ф. Кенжебаеву и многих других, ставших впоследствии первоначальным кадровым потенциалом КарГУ.
Вместе с тем следует отметить, что в период руководства в должности ректора перед Евнеем Арстановичем стояла многосложная задача. Надо было от стандартов пединститута осуществить переход к уровню классического университетского образования. Для этого, естественно, нужно было, во-первых, изменить коллективное мышление через подготовку педагогов новой формации, соответствующих идеям великого Гумбольда, способных обеспечить на практике его принцип – обучение через науку. Этот симбиоз весьма важен, но этому следовало обучить весь профессорско-преподавательский состав. Во-вторых, необходимо было создать мощную и современную учебно-лабораторную базу, включая также и новые учебные корпуса. А в-третьих, при всем этом также и обеспечить нормальные бытовые условия для профессорско-преподавательского состава и студентов. Причем эта триединая задача должна была решаться комплексно и оперативно.
К этому времени Евней Арстанович, первый ректор второго в Казахстане университета, был признанным авторитетом как в науке, так и в вузовской системе страны. Он был прекрасным организатором. Из разных мест необъятного Советского Союза по его призыву потянулись в Караганду как опытные, так и молодые ученые и специалисты: Н.А. Алмуханбетов из Новосибирского государственного университета, Г.А. Кецле из МГУ, Т. Кокетаев из Тартуского университета, А.И. Перевертун и О.Ш. Курманалиев из КазГУ и многие другие. Позже, уже в стенах КарГУ, началась череда защит докторских диссертаций Н.Г. Скопиным, А.В. Казанцевым, К.К. Каракесовым, Т.А. Абдразаковым, В.Е. Клочко, К.З. Альжановым, А.Н. Тэн, Р.А. Клещевой, С.А. Матяш, Б.Ф. Минаевым, Ю.Н. Антиповым, А.С. Масалимовым, О.Ш. Курманалиевым и др. В итоге Евнею Арстановичу в кратчайшие сроки удалось создать высокопрофессиональный коллектив единомышленников.
В аспирантуру ведущих университетов СССР ежегодно направлялись на стажировку и для поступления в целевую аспирантуру самые подготовленные молодые специалисты, ставшие позже опорой университета в его поступательном росте.
Если говорить о его личном вкладе в это важное дело, то под научным руководством Е.А. Букетова подготовлена и защищена 61 кандидатская диссертация. Из числа букетовских учеников 23 человека стали докторами наук, лауреатами государственных и других престижных премий, крупными учеными и организаторами науки. Часть учеников стала докторами наук после его смерти. Все они много сделали и делают для увековечения памяти своего учителя и продолжают претворять в жизнь его идеи.
Под руководством Е.А. Букетова было организовано несколько новых научных направлений. Одно из них – химия цветных, редких и рассеянных элементов. Исследования в этом направлении и научные результаты представляли непреходящую ценность для зарождающейся в Казахстане цветной металлургии. И первое его авторское свидетельство было получено именно в области цветной металлургии и осуществлено первое внедрение в производство – упрочняющий обжиг гранулированных джезказганских концентратов в шахтной печи с наклонной решеткой. За эту работу Е.А. Букетов был удостоен Государственной премии СССР как участник освоения технологии комплексной переработки медных концентратов Балхашского ГМК с применением кислорода на стадии конвертирования.
Следует отметить, что Евней Арстанович был не только крупным ученым, но и литературным критиком, переводчиком, публицистом, поэтом и писателем. Писал на русском и казахском языках. Он оставил глубокий след в нашей памяти как разносторонний человек – талантливый ученый-металлург, химик, изобретатель, писатель, поэт и переводчик.
Были введены в эксплуатацию главный корпус КарГУ на Юго-Востоке, а до этого бывший главный корпус по улице Гоголя, ряд общежитий, два дома для профессорско-преподавательского состава, студенческий профилакторий, корпус химического факультета по улице Ленина, стали создаваться современные учебные и научно-исследовательские лаборатории.
В итоге его девятилетнего ректорства была организована отличная учебно-материальная база вновь созданного университета. Впервые в КарГУ я был приглашен Е.А. Букетовым на должность проректора по научной работе в 1974 году. В 1975-м был назначен ректором Казахского химико-технологического института, а в 1980 г. меня пригласили на прием первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаева. После слов: «Зейнулла, за Чимкент тебе спасибо!» он перешел к вопросу о том, что принято решение направить меня в Караганду на должность ректора КарГУ. Это было совершенно неожиданно для меня. Но в силу обстоятельств мне пришлось вновь вернуться в нашу шахтерскую столицу и проработать в этой должности 9 лет. Считаю, что это были самые плодотворные и лучшие годы в моей жизни.
Позже университетом успешно руководили профессора А.Б. Бигалиев, Ж.С. Акылбаев, Е.К. Кубеев и А.Т. Едрисов. А сегодня весьма плодотворно вуз возглавляет член-корреспондент НАН РК, доктор юридических наук, профессор Н.О. Дулатбеков, с приходом которого заметно оживилась университетская жизнь, существенно увеличился контингент обучающихся, повысились авторитет и уровень научных исследований, а в структуре вуза была открыта военная кафедра. По его инициативе, в частности, в данное время готовятся университетские мероприятия, связанные с 40-летием со дня кончины академика Е.А. Букетова.
Судьба отмерила Евнею Арстановичу всего 58 лет. Но его яркая жизнь стала для многих из нас масштабным и содержательным ориентиром, за что мы сегодня благодарим этого великого и неповторимого нашего Учителя!
Ағамыздың иманы саламат болсын!
Зейнулла МУЛДАХМЕТОВ,
почетный гражданин
Карагандинской
и Северо-Казахстанской
областей,
академик НАН РК