Кадровый дефицит больше всего испытывают строительная отрасль и легкая промышленность. Несмотря на наличие профильных учебных заведений и увеличение госзаказа. На третьем месте – медицина и образование. Высокий спрос сохраняется и на бухгалтеров.
Такие данные получили специалисты Палаты предпринимателей «Атамекен». Они провели опрос на предприятиях региона, собирая данные о вакансиях. Производственники приходят к ним и просят: «Нам нужны специалисты. Где их взять?»
– Готовить самим, – неизменно отвечает им начальник отдела развития человеческого капитала Палаты предпринимателей «Атамекен» Карагандинской области Карлыгаш Оспанова.
Нужны рабочие руки!
– Одно из направлений нашей работы – содействие в обеспечении бизнеса кадрами, – рассказывает К. Оспанова. – Мы занимаемся этим на системной основе – от организации внутрипроизводственного обучения до содействия предприятиям в совместной подготовке кадров с колледжами и вузами.
Не все предприниматели знают, что им дается право взращивать специалистов самим.
В статье 129 Трудового кодекса прописано, что работодатель может заниматься подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации своих работников. В том числе будущих. Поэтому Палата предпринимателей оказывает помощь всем заинтересованным предприятиям в открытии учебного центра, внесении их в реестр учебных центров НПП РК «Атамекен» для участия в обучении безработных через центры занятости и дальнейшего трудоустройства.
Как показывает практика, трудоустройство обученных составляет от 60 до 100%.
На сегодняшний день в реестре зарегистрировано около 40 учебных центров при предприятиях. Показательным примером влияния на развитие и расширение производства может служить деятельность УЦ «Стежок» в городе Абае.
Сейчас это предприятие восстанавливает былые традиции Абайской швейной фабрики.
Второй путь решения кадрового вопроса на долгосрочную перспективу – дуальное обучение. Это один из самых эффективных инструментов повышения конкурентоспособности студентов ТиПО. Такая система позволяет подготовить выпускника колледжа, который с первых же дней может включиться в работу на производстве.
Для этого дуальная система сочетает в себе только 40% теории в колледже и 60% производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия.
В обязательном порядке со студентом, колледжем и предприятием заключается договор. Согласно этому договору ему предоставляется рабочее место при равной ответственности предприятия, учебного заведения и обучающегося, а также закрепляется наставник.
Палата ведет реестр договоров дуального обучения, так как не все предприятия обладают компетенциями разработки учебных планов. В него входят только те колледжи, в учебных планах которых соблюдается пропорция процесса ориентированного на практику.
– Если в прошлом году в нашем реестре было около 400 предприятий, то в этом учебном году – уже более 600. Наша задача – помогать колледжам расширить зону своих социальных партнеров.
У нас есть база, и мы подсказываем учебным заведениям, по каким направлениям, с какими предприятиями можно совместно работать. Удачным примером стало сотрудничество с автобусным заводом «QazTehna» в Сарани. Палата предпринимателей узнала, что им требуются новые кадры, которых в регионе просто нет. После чего объединила учебные заведения, которые готовят студентов по соответствующим специальностям, и на их базе показала все возможности сотрудничества.
В итоге восемь колледжей области подписали договоры о социальном партнерстве. Два учебных заведения Сарани и Карагандинский высший политехнический колледж будут обучать там своих студентов по дуальной системе. Для более качественной подготовки кадров предприятие в рамках шефской помощи поставило туда свое оборудование, – добавила начальник отдела.
Куда «утекают» кадры?
К сожалению, в системе есть и противоречия.
Ежегодно в списке дефицитных сфер остаются медицина и образование, а также учет и аудит: студентов по ним готовят, но наблюдается большая текучка.
В принципе процент трудоустройства по области хороший – свыше 75% выпускников находят работу. Но трудность заключается в том, что никем не отслеживается – по специальности студент устроился работать или нет. Многие открывают свое ИП или уходят в сферу услуг.
Получается, что бюджетные средства используются неэффективно. Ведь, государство оплачивает молодому человеку обучение по требуемой профессии плюс дает возможность воспользоваться государственными программами «Первое рабочее место», «Молодежная практика», «Еңбек». В итоге он не идет работать в эту сферу и дефицит не перекрывается.
То же касается и безработных. Учебные заведения, центры занятости обязаны трудоустроить его, но сам обучаемый не несет никакой ответственности. В итоге специалисты Палаты предпринимателей пришли к выводу, что здесь необходима та же система обязательной отработки, что и после окончания вуза. За это время и выпускник может понять, что профессия ему подходит.
В 2019 году в стране был запущен специальный проект «Жас маман» по модернизации системы технического и профессионального образования. В нем от Карагандинской области участвовали 15 колледжей по самым востребованным специальностям. За это время более 4 млрд тенге было потрачено на приобретение необходимого оборудования мировых брендов для современных мастерских.
Ресурсы центров компетенций теперь используются в процессе обучения для проведения демонстрационных экзаменов и подготовки к WorldSkills. Там же студенты смогут разрабатывать бизнес-проекты.
– Активно сотрудничая с Министерством просвещения и управлением образования области, мы заранее попросили по возможности предусмотреть подготовку кадров для саранского шинного завода. Выясним, по каким профессиям у них будет дефицит, чтобы спланировать обучение, – продолжает Карлыгаш Оспанова. – Завод должен дать нам рекомендации, на каком оборудовании они работают, чтобы приобрести подобное учебное для колледжей. Если сами работодатели захотят в этом участвовать, то они со своей стороны тоже могут помочь оборудовать учебный центр, чтобы в дальнейшем получить нужные кадры.
Очень большая потребность в специалистах наблюдается в Осакаровском районе, так как до недавнего времени там вообще не было ни одного колледжа.
Сейчас на базе освободившегося помещения Литвиновского детского дома открыли школу-интернат-колледж. Мы просим рассмотреть развитие учебного заведения по потребностям в кадрах именно в этом районе. Так как регион преимущественно фермерский, там остро необходимы агрономы, механизаторы, токари, сварщики, электрики. Мы надеемся, что в колледже пройдет модернизация и они смогут выпускать нужных профессионалов.
Светлана СВИЧ
Коллаж Юрия БИЛУШЕНКО