Берега творожные, реки молочные, озера йогуртовые. Все это плещется, течет и переливается на одном из известных заводов Карагандинской области. Все, что там выпускают, давно стало отечественным брендом, а продукция предприятия полюбилась жителям региона. Продукцию ТОО «REN-MILK» видел, наверное, каждый.
«Снежинка», плавленый сыр «Янтарь», «Сулугуни», йогурты, кефир, молоко, мороженое и многое другое. Все это можно встретить на прилавках супермаркетов и магазинов. Само предприятие возникло в 1998 году на базе бывшего гормолзавода Темиртау. Здание, в котором когда-то располагалось производство, ветшало. С оставшимся там оборудованием дела тоже были не ахти. Все потихоньку стали восстанавливать, и уже в 1999-м завод выдал первую партию молока.
– Кстати, в мае этого года мы отметили 25-летие со дня выпуска первой продукции. Поощрили почти всех: те, кто здесь более одного года трудится, получили одну премию, а отработавшие свыше 15 лет – другую, побольше. Конечно, в конце 90-х точки продаж выглядели по-другому. Не было тогда красивых супермаркетов, а в небольших магазинчиках отсутствовало холодильное оборудование. Наши молоко и кефир с короткими сроками хранения (3-5 дней) брали неохотно. Все переключились на стерилизованную продукцию, которая могла на полках простоять гораздо дольше и не испортиться. Рынок, если вы помните, в то время плотно захватила известная алматинская компания. Для многих точек продаж ее продукция была светом в окошке. А местные производители только-только начинали свою работу, – вспоминает директор ТОО Василий Рычков.
Конкурировать в таких условиях не так-то просто. Но ситуация потихоньку начала меняться. В магазинах стали появляться холодильники, а в разных районах городов – вырастать супермаркеты. Помогло и повышение рождаемости, которое наблюдалось в середине нулевых. А детям, как известно, нужна молочка. Дело пошло веселее, и у предприятия уже была возможность выкроить средства для модернизации своего оборудования, поддержания зданий и сооружений в хорошей форме. Их ведь построили в 1964 году. Расширяли и линейку продукции. Кроме молока, кефира и масла, пошли творожка, сыры, йогурты, мороженое. Новинки от «REN-MILK» появлялись, но не всегда задерживались. Со временем какие-то позиции рынок сам свел на нет.
– Бывает так, что люди перестают определенный продукт покупать, и его выпуск становится нерентабельным. Например, мы изготавливали десерт в пластиковых стаканчиках – молоко с натуральным шоколадом, срок годности – три дня. Приятель из США, когда в гости прилетал, первым делом просил меня угостить этим лакомством. Фруктовое мороженое делали и даже «Снежинку» обезжиренную для тех, кто за фигурой следит. Поначалу такую продукцию разбирали, а потом продажи начали падать, эти позиции стало невыгодно выпускать. Поэтому останавливались на том, что постоянно пользуется спросом, – говорит В. Рычков.
Из мороженого в топе – «Сливочное», «Пломбир» и «Шоколадное». На их изготовлении и сосредоточились. Большой популярностью у жителей Карагандинской области пользуются сливочное масло, сырки плавленые и творожные сладкие, сметана. Особое место занимает сыр «Сулугуни». Его начали выпускать в 2002 году. Изготавливается он по классической технологии, то есть получается слоеным в отличие от твердых или полутвердых сыров. Последние должны выходить монолитной массой. К слову, расслаивание – отличительный признак не только «Сулугуни», но и «Моцареллы». Отметим, что на сегодняшний день в линейке выпускаемой ТОО «REN-MILK» продукции – 35 наименований.
– Интересный факт. Как-то среди предприятий молочной отрасли Казахстана проводилась так называемая слепая дегустация. Смысл таков: изготовители выставляют по два своих продукта без опознавательных знаков, этикеток и т.д. Участники пробуют на вкус продукцию и ставят баллы. То есть представитель предприятия может дегустировать, к примеру, свое же мороженое и не знать об этом. Так вот на этом конкурсе, который проходил в Алматы, наше масло разделило первое место с компанией «Восток-Молоко» из Усть-Каменогорска, а наш «Сулугуни» занял второе место, – гордится директор ТОО.
Хорошая закваска
Как рождаются такие шедевры? Все начинается с молока. Его привозят на завод и, конечно же, проверяют, берут прямо из машины. Потом оно поступает в большие емкости – танки. Оттуда молоко прогоняется через очиститель, охлаждается и с помощью насоса подается наверх, в аппаратный цех. Здесь происходит переработка. Сначала жидкость пастеризуют, то есть идет нагрев и быстрое охлаждение, затем сепарируют – разделяют на сливки и обезжиренное молоко (обрат).
– Нагреваем до 90-95 градусов. После сепарации обрат идет в один танк, сливки – в другой. Здесь вы видите большие емкости для молока, а те, что поменьше, – для кефира, йогуртов, «Снежинки». Сливки идут на изготовление масла, сметаны. На обрате делают творог и молоко. Например, чтобы получился кефир, нужно заквасить молоко при определенной температуре и простоять оно должно от 8 до 12 часов. Технология здесь для всех неодинакова. Для изготовления одного продукта закваску нужно чуть подогреть, для другого – чуть охладить. Почти вся продукция перед разливом охлаждается. Исключение составляет сметана. Ее сливают еще теплой, и доходит она тоже в теплом помещении. Такой метод называют термостатным,– рассказывает Елена Коротеева, начальник основного производства ТОО «REN-MILK».
Она показала и большую ванну вместимостью две тонны со смесью, из которой должен получиться сыр «Сулугуни». После того как закваска дошла до кондиции, от нее отделяют сыворотку. Остается масса, похожая на крупный зернистый творог. Ее и плавят в котле. Так получается «Сулугуни». А вот сыр «Янтарь» готовят в специальном плавильном автомате.
Что касается масла, то его делают из сливок в отдельном цехе. Затем разливают в коробки и замораживают. А после на специальном станке режут и фасуют в брикеты по 200 граммов. Некоторые линии автоматизированы, но контроль со стороны человека ведется постоянно. Каким-то агрегатам сотрудник помогает.
– А это цех мороженого. Его тут разливают по стаканчикам, в ведерки и в «колбасу» – длинную килограммовую упаковку. А здесь изготавливают творог. Молоко также распределяется по ванночкам, заквашивается. Затем получившееся варят, раскладывают на специальные столы. Там уже творог самоспрессовывается, из него уходит лишняя влага. А в этом цехе с помощью специального аппарата разливают молоко в мягкие упаковки. Машина сама режет и спаивает пакеты, набивает дату изготовления, – продолжает экскурсию Е. Коротеева.
В поисках молока
Если говорить об объемах производства, то за прошлый год завод выдал 10 тысяч тонн продукции. Охотнее всего жители региона покупают молоко и кефир. И потому львиную долю в объеме выпущенной продукции занимают именно они. Между прочим, изготавливает предприятие еще и вареники с творогом, а также печенье. Последнее, кстати, изначально производили для сотрудников завода, на так называемые чайные перекусы. Сегодня в небольших количествах оно идет и на реализацию.
Как и некоторые аналогичные предприятия, «REN-MILK» периодически сталкивается с нехваткой молока. Его закупают в Нуринском, Осакаровском, Абайском, и немного в Каркаралинском районах.
– Молоко как росу собираем, по капельке, – признается Василий Рычков. – Регион-то у нас в основном промышленный. Даже у производственного кооператива в Акмолинской области закупали. В этом году повезло, вероятно, погода помогла. Сейчас много травы, а следовательно, и молока. Последний раз такие большие объемы мы получали в 2020-м. Были, конечно, времена, когда ежесуточно собирали до 80 тонн сырья. Сегодня 50 тонн для нас достаточно. Просто теперь выросли цены на молочную продукцию. Потребление в физическом выражении снизилось. Люди уже не берут на всякий случай, а только тогда, когда нужно. Развитая торговая сеть это позволяет.
В селах, где происходит закуп, есть приемные пункты. Качество молока проверяется специальными экспресс-анализаторами, с их помощью определяют жирность и плотность. А уже на заводе лаборантами осуществляется дополнительный, более тщательный контроль. Молоко сдают как крестьянские хозяйства, так и частные подворья, индивидуальные предприниматели.
Между тем дефицит этого сырья в Карагандинской области призваны решить молочно-товарные фермы. Такие должны появиться в Абайском и Нуринском районах. По словам нашего собеседника, за фермами – будущее. Работать станет удобнее, и машины не будут совершать сумасшедших пробегов в поисках молока.
Стоит отметить, что строительство ферм имеет мультипликативный эффект: это еще и новые рабочие места для сельчан. К примеру, в Нуринском районе планируют трудоустроить 65 человек. На возведение ферм предусмотрено льготное кредитование через социально-предпринимательскую корпорацию. В целом в этом году на проекты в сфере АПК выделяется 8 млрд тенге.
Но если летом вопросы с сырьем как-то закрываются, то зимой его нехватку решают с помощью сухого молока.
– Что только про него не говорили в свое время далекие от нашей отрасли «специалисты», чуть ли не с мелом сравнивали. А ведь детское питание делается из сухого молока. А как оно получается? Сухое молоко изготавливается из натурального. Его сушат в специальных установках, капельки потихоньку скатываются с определенной высоты и высыхают. В последнее время работаем на сухом молоке из Беларуси, хотя когда-то нашими поставщиками были и казахстанские предприятия. Тут надо отметить одну существенную деталь: зимой потребление продукции обратно пропорционально сбору молока. Летом в сутки собираем 50-60 тонн, зимой – 11. При этом в жару спрос на молочку невысок, только мороженое хорошо идет. Зато в холода вся продукция быстро раскупается. Поэтому для молочной отрасли существует понятие сезонности, – объясняет директор ТОО «REN-MILK».
Крупная поддержка
К слову, именно из летнего молока изготавливается масло, так как зеленая трава придает ему цвет и особый вкус. Из зимнего сырья продукт будет уже другой, несмотря на то, что в этот период молоко жирнее. Собственно, из-за сезонности у молочников рассчитывается так называемый кредитный год, который для них начинается и заканчивается в мае. В это время производители оплачивают «большое» молоко, приобретают сухое, делают заготовки на зиму.
Покрывать часть расходов помогает государство. Завод активно пользуется мерами господдержки по линии Минсельхоза. К примеру, предприятие на пополнение оборотных средств берет в банке кредит под 20%, из них 14% субсидирует государство. Примерно так же обстоят дела и с приобретением оборудования. Для этих целей есть программа субсидирования инвестпроектов. С ее помощью компенсировали часть затрат на покупку новых холодильных агрегатов.
– Как действует программа? Мы сначала приобретаем оборудование, а потом подаем заявку. Если ее одобряют, то 30% от стоимости покупки нам компенсируют. Ни одно молочное предприятие без холода работать не может. На нагрев тратится определенное количество энергии, а на охлаждение – почти в пять раз больше. Поэтому без мощной холодильной техники не обойтись. Молоко в процессе нагревается до 95 градусов, а потом остудить его надо до +4. Закупали мы не только пастеризационно-охладительные установки, но и различные емкости, упаковочные станки. Стараемся модернизировать производство, – говорит В. Рычков. – Есть еще один вид поддержки – субсидирование на производство продуктов глубокой переработки. В нашем случае – это масло.
Говоря о господдержке, наш собеседник отмечает: она в основном направлена на малый и средний бизнес. Для крупного, к которому и относится «REN-MILK», не так много госпрограмм. Статус крупного предпринимательства определяют в том числе и по количеству сотрудников. В темиртауском ТОО работают 450 человек.
– Ручного труда на производстве хватает, потому и штат немаленький. Но если говорить об обороте, то за прошлый год он составил 5,5 миллиарда тенге. Эта сумма меньше, чем должна быть у крупного бизнеса. А если представить, что на такое предприятие наложили штраф? Спрос ведь будет как с промышленного гиганта, – рассуждает директор ТОО «REN-MILK». – Этот вопрос мы поднимали в РПП «Атамекен», обращались в различные инстанции. Но пока все без изменений.
Если говорить о казахстанском содержании, то в ТОО «REN-MILK» оно составляет не менее 90 процентов. В зависимости от видов продукции ее срок годности варьируется от 3 до 14 суток. Только мороженое может лежать гораздо дольше. Оптимальные сроки хранения стали возможны благодаря высокой температуре пастеризации – 95 градусов. В советское время она была не выше 78. Пастеризация позволяет немного продлить срок годности продуктов, не применяя таких тяжелых методов, как стерилизация, где молоко нагревают до температуры свыше 100 градусов. Оно становится стерильным. По сути, в нем уже ничего нет.
– Наше конкурентное преимущество – доступная цена. Работаем с оборота, не делаем упор на какой-то конкретной позиции. Плюс доверие покупателей, которого мы добились упорным трудом. Стараемся отвечать на запросы потребителей и производить качественный и полезный продукт. Сейчас, кстати, в мире активно обсуждается понятие органической продукции. Критерии к ней вводятся различные. Для нашей страны этот вопрос тоже актуален. Недавно Президент Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О производстве и обороте органической продукции». Где-то прочитал, что в США органическим считается молоко, полученное от коровы, которая дает в год всего лишь две с половиной тонны. При этом животное на свободном выпасе, никаких гормонов и витаминов не получает. Что нашла, то и съела. Я подумал: так это ж про наших коров написали,– улыбается Василий Рычков.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото Елены УЛЬЯНКИНОЙ
г. Темиртау