Экономика без монополий – важное условие для развития страны
В марте 2022 года по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева в республике была создана комиссия по демонополизации экономики. В ее состав вошли руководители агентств РК по финансовому мониторингу, противодействию коррупции, защите и развитию конкуренции, члены Правительства, представители Генпрокуратуры и АО «Самрук-Казына».
В своем обращении к народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» Глава государства отметил, что для демонополизации экономики требуются институциональные решения. Следует на законодательном уровне определить понятие «конгломерат». А связанные друг с другом субъекты рынка обязаны получать разрешение на экономическую концентрацию.
«Все их сделки должны тщательно проверяться, в том числе на признаки применения нерыночных цен. На развитие рыночной экономики негативно влияет деятельность единых операторов. Поэтому следует отрегламентировать данный институт. Существующих операторов нужно передать в конкурентную среду либо признать монополистами, и регулировать их деятельность в рамках специального антимонопольного права», – говорится в Послании.
Отдельно останавливался Президент РК на демонополизации экономики и на встрече с главами иностранных дипломатических миссий. Тогда он назвал ее национальным приоритетом. «Мы на правильном пути. Ведущие международные финансовые агентства положительно оценили усилия Казахстана по стимулированию экономического роста и подтвердили суверенный рейтинг Казахстана со «стабильным» прогнозом. Мы остаемся приверженными принципу открытой экономики, поддерживаем торговые отношения со 180 странами мира», – сказал Касым-Жомарт Токаев.
Как считает Глава государства, принятый Казахстаном новый экономический курс направлен на построение подлинно свободной рыночной экономики. В этом направлении сейчас активно работают многие министерства и департаменты. В том числе и АЗРК. На постоянной основе агентством ведется анализ рынка во всех сферах.
А у нас дороже газ. А у вас?
Например, по итогам анализа оптового рынка ГСМ стало известно, что 80% всего топлива контролирует государство в лице компании «КазМунайГаз», которая доминирует в нефтяной сфере – от добычи до реализации ГСМ. Это практически полная монополия. Специалисты антимонопольного Агентства считают управление на данном рынке неэффективным. Там по-прежнему присутствуют дефицит и высокие цены. А вот необходимый контроль и доступ к ресурсам, наоборот, отсутствуют.
«Для обеспечения прозрачного и недискриминационного распределения ресурсов «КазМунайГаза» будут приняты правила равного доступа к ключевой мощности с условиями принятия и отбора заявок. В этих же целях запланировано увеличение биржевых торгов. В связи с усилением рисков ограничения доступа к переработке нефти также будут приняты правила доступа к инфраструктуре», – заключили в АЗРК.
Что касается рынка авиаперевозок, то здесь тоже есть доминанты. Это группа госкомпаний – национальный авиаперевозчик и аффилированные с ним компании, которые полностью контролируют спрос и предложение. И вопрос разделения активов авиакомпаний с госучастием до сих пор не находит своего разрешения.
«Существующая структура рынка снижает стимулы для ценовой конкуренции и оптимизации расходов. Это приводит к систематическим задержкам авиарейсов и росту цен, от чего в итоге страдают потребители. Применяемое динамическое ценообразование не работает на монопольных рынках. Поэтому в текущих условиях рассматривается вопрос об усилении режима «Открытое небо» для доступа на рынок новых авиаперевозчиков», – сообщили в Агентстве по противодействию коррупции, защите и развитию конкуренции.
Нет равного доступа частных перевозчиков к инфраструктуре и в сфере железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок. Предложения по организационно-функциональному разделению национального оператора – компании «Қазақстан темір жолы», которая занимает более 95% доли рынка, и перевозчика грузов – на сегодня не проходят. А это базис для создания реально конкурентного рынка ж/д перевозок.
Оператором магистральных путей предоставлен ряд преимуществ своим компаниям, что создает неравные условия для других. Растут тарифы, и идет тотальное навязывание своих подведомственных компаний. Говоря о КТЖ, в АЗРК отмечают, что принцип «желтых страниц», широко применяемый в мировой практике (согласно ему государство не должно осуществлять те услуги, которые уже представлены бизнесом. Кроме того, должно быть жесткое ограничение в создании компаний с госучастием и их дочерних структур) уже не срабатывает. Не соблюдается здесь и 192-я статья Предпринимательского кодекса РК, которая запрещает создание юридических лиц, более пятидесяти процентов акций которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства. Виды деятельности с государственным участием несанкционированно растут. Так, результаты анализа видов деятельности КТЖ показали, что с антимонопольным органом согласовано лишь 83 из 300 видов деятельности, а это всего 28%.
Картель с таблетками
Увеличилась доля государства и на рынке телекоммуникаций – до 75%. Чем меньше на рынке компаний, тем выше уровень его концентрации. Компания «Казахтелеком» приобрела на аукционе радиочастотный спектр. Монополизация стала причиной снижения уровня конкуренции за клиента и качества услуг. Сейчас идет поток жалоб, связанный с повышением тарифов на услуги связи, некоторые увеличились в два раза.
Отсутствие свободного радиочастотного спектра и экономические барьеры снижают перспективу восстановления конкурентного рынка сотовой связи. У Правительства имеются планы по выделению одного сотового оператора, но пока реального механизма по его реализации, к сожалению, нет. Также наблюдаются попытки отдельных операторов, например в сфере IT, выйти на смежные рынки.
В области ипотечного кредитования более 60% занимает государственный Отбасы банк. Этому способствуют действующий запрет на участие банков второго уровня в системе жилищных сбережений и преимущественный доступ к бюджетному финансированию. В итоге получатели кредитов сталкиваются с проблемами качества и сроков обслуживания, навязыванием оценочных, нотариальных и прочих услуг.
Имеются неравный доступ и картелизация и на рынке лекарств. Здесь доминирует госоператор в лице компании «СК-Фармация». В настоящее время осуществляется тотальное государственное регулирование цен на лекарства. АЗРК инициировал поэтапное дерегулирование, но, учитывая социальную важность фармацевтического рынка, к данному вопросу необходимо подходить комплексно, принимая во внимание уровень развития конкуренции, наличия дженериков и т.д.
«В текущем году начался первый этап дерегулирования – это 376 безрецептурных препаратов, имеющих более трех производителей торговых наименований. Следующий этап коснется всех остальных безрецептурных препаратов в коммерческом сегменте. Финальный этап – дерегулирование рецептурных препаратов в коммерческом сегменте», – отметили в антимонопольной службе, уточнив, что завершить данную работу планируют в 2025 году.
А дома что?
Говоря о процессах в экономике страны, не забудем, что и на местах демонополизация экономики тоже идет полным ходом. «ИК» неоднократно писала о мерах антимонопольного реагирования департамента Агентства по защите и развитию конкуренции РК по Карагандинской области на рынках ГСМ, сжиженного нефтяного газа, угля, службы такси, социально значимых продовольственных товаров, твердых бытовых отходов, оптовой реализации молочной продукции, куриного яйца, обслуживания приборов учета, предоставления в аренду торговых помещений и др.
Так, например, недавно в регионе завершился анализ состояния конкуренции на рынке реализации сливочного масла. По его итогам установлено, что по области в этой сфере осуществляют свою деятельность 33 предпринимателя, которые полностью удовлетворяют потребности покупателей. Семеро из них производители и 26 оптовых поставщиков. По количественным и качественным показателям выяснилось, что рынок относится к низкоконцентрированному. Это говорит о его развитости. Более того, он открыт для входа участников и из других регионов.
На сегодняшний день департамент проводит анализ состояния конкуренции на рынке оптовой реализации риса по Карагандинской области. В целом же в этом году ведомством запланировано изучение более чем 20 товарных рынков. Это позволит понять, насколько они развиты, какие барьеры существуют и есть ли факты злоупотребления рыночной властью со стороны доминантов рынка.
Так, например, в текущем году были подписаны антимонопольные комплаенсы с компанией – оптовым поставщиком социально значимых продуктов и с субъектами рынка, осуществляющими услуги строительно-монтажных работ. Первые, согласно документу, обязуются не превышать торговую наценку на рынке СЗПТ. Вторые – снизить стоимость услуг строительно-монтажных работ на 5-10% в целях обеспечения доступных цен для населения при подключении к сетям газоснабжения. Тем самым все эти компании подтверждают стремление к добросовестной конкуренции на товарных рынках нашего региона.
Наталья ФОМИНА