Поддержка так называемых магазинов у дома, реестр казахстанских производителей, модернизация рынков. Эти и другие вопросы карагандинские предприниматели обсудили с первым вице-министром торговли и интеграции РК Айжан Бижановой.
В ходе рабочей поездки она осмотрела запасы овощехранилищ, через которые реализуются социально значимые товары. С предпринимателями первый вице-министр торговли и интеграции встретилась в областном акимате. Встречу открыл заместитель акима области Бауржан Асанов, который отметил важность открытого диалога между бизнесом и властью.
Говоря об итогах развития отрасли за прошлый год, Айжан Бижанова отметила, что ИФО торговли составил 9,1%. Это хороший показатель. Улучшились внешняя торговая деятельность и торговый баланс. Объем экспорта увеличился по отношению к импорту. А это значит, что товары отечественного производства пользуются спросом в зарубежных странах. Растет и электронная торговля: по предварительным расчетам, она составляет 14,5% от розничного товарооборота. Индекс на социально значимые продовольственные товары рекордно эффективный, всего 1,4%. Такого хорошего показателя, по мнению первого вице-министра торговли и интеграции, удалось достичь благодаря слаженной работе акиматов и Министерства сельского хозяйства, а также СПК.
– Наше министерство работает по нескольким направлениям. Одно из них – развитие многоформатной современной торговли, улучшение торговой инфраструктуры и системы хранения. Кроме того, формируем реестр казахстанских товаропроизводителей.
Серьезная реформа ведется по поручению Администрации Президента, Глава государства неоднократно отмечал это в Послании. Каждый производитель будет теперь в этом реестре. Там представят линейку его товаров, технические характеристики. Те, кто находится в этом реестре, могут рассчитывать на государственную поддержку. Особое внимание – доле местного содержания. Для ее расчета будет отдельная методология, – проинформировала Айжан Бижанова.
Что касается торговых операций с другими государствами, то здесь ведется диверсификация экспортных товаров. Так, специалисты Министерства торговли и интеграции изучают потребности китайского рынка, а именно: на что есть спрос в регионах КНР. А затем казахстанскому предпринимателю помогают наладить торговые отношения с той провинцией, где товар нашего бизнесмена востребован.
Масло спреду не товарищ
Еще одно направление – стимулирование субъектов торговли к реализации именно отечественной продукции. Для этого министерство совершенствует законодательство, разрабатывает стандарты, проводит контрольные мероприятия и аналитические исследования. Одно из них было организовано в 20 городах республики. Там изучали представленность ряда социально значимых продовольственных товаров на полках. Речь шла о молоке, растительном и сливочном масле, мясе кур и муке.
– Результаты показали, что отечественная продукция занимает в среднем 80%, но требует дальнейшей поддержки. Для увеличения представленности наших товаров на полках уже установлен ряд обязательств. Это наличие специальных вывесок «Сделано в Казахстане», выделение 30% полочного пространства для отечественного продовольствия и его размещение в визуально и физически доступных местах. Дополнительно мы усилили требования к качеству и выкладке продуктов, чтобы исключить обман потребителей. Например, при размещении продукции необходимо руководствоваться принципами товарного соседства. То есть молоко не должно находиться рядом с молочным напитком, а масло – рядом со спредом, – поясняет Айжан Бижанова.
Также установлено требование по обязательному применению национальных стандартов при закупе продтоваров для последующей перепродажи или реализации населению. Кроме того, усилено взаимодействие с бизнесом через диалоговые площадки, направленные на расширение малых и средних производств и устранение барьеров по выходу их продукции в торговые сети.
Спикер отметила: министерство на законодательном уровне наделено функциями господдержки, которую может оказывать субъектам внутренней торговли. А это позволяет выставлять встречные обязательства бизнесу. Одно из них – расширение полочного пространства еще на 20%. Теперь не менее 50% полок должно быть заполнено казахстанской продовольственной продукцией и не менее 20% – непродовольственными товарами.
– Таким образом, чем больше будет охват субъектов торговли мерами поддержки, тем больше отечественной продукции мы увидим на полках. Чтобы насытить внутренний рынок качественным, свежим и доступным по цене товаром, регламентирован процесс организации ярмарок и выставок. График их проведения формируется акиматами. Для поддержки крестьянских хозяйств торговые места предоставляются бесплатно, а процесс подачи заявки должен быть полностью оцифрован. В прошлом году в республике организовано более 4 тысяч ярмарок. Одновременно с продвижением казахстанской продукции усиливаются защитные меры. Для этого действует ситуационный штаб. По итогам работы на приграничных пунктах пропуска досмотрено свыше 52 тысяч единиц транспорта, проверено порядка 600 тыс. тонн животноводческой продукции, возвращено 1057 транспортных средств, – сообщила первый вице-министр торговли и интеграции РК.
Рынок выходит из тени
С апреля 2023 года ведется государственный контроль по соблюдению размера торговой надбавки. Раньше за этим следили местные исполнительные органы. Идет работа над ужесточением административной ответственности за превышение надбавки. Теперь за это будут не предупреждать, а штрафовать. Также министерство предлагает запретить участие в закупочном процессе непродуктивных посредников, которые не создают добавленную стоимость в торговле, логистике, хранении и поиске клиентов. Кроме того, внедряется Национальный каталог товаров. Он обеспечит так называемую сквозную прослеживаемость социально значимой продукции от производителя до конечного потребителя.
– Ведется работа по увеличению современных форматов торговли, внедрению маркировки товаров, развитию биржевой и электронной торговли. Для вывода из тени крупнейших рынков Астаны, Алматы и Шымкента совместно с Министерством финансов проведено хронометражное обследование 146 оптово-розничных реализаторов. Это принесло в бюджет 403 млн тенге налогов. До конца этого года планируется завершить модернизацию 100 рынков. В целом реализуемые министерством меры направлены на укрепление продовольственной безопасности и экономической доступности продукции, – резюмировала Айжан Бижанова.
В конце встречи карагандинские бизнесмены смогли задать спикеру интересующие вопросы и озвучить свои предложения.
– Ваши замечания будут учтены при разработке плана мероприятий, – заверил присутствующих заместитель акима области Бауржан Асанов.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото Жангелдi ӘБДІҒАЛЫМОВА