Платформа, свадьба, постовая служба. Какой ассоциативный ряд вызывают эти слова? О чем можно подумать, прочитав их? О чем угодно, только не об автобусах. А вот и зря. Потому как все вышеперечисленные слова имеют прямое отношение к производству автобусов. Наша команда продолжает «путешествовать» по промышленным объектам Карагандинской области и рассказывать о них читателям.
Предприятие ТОО «QAZ TEHNA» расположено в индустриальной зоне Saran. Территорию заброшенного завода РТИ реанимировали при активном содействии Правительства и бывшего главы региона Жениса Касымбека. Первым крупным проектом здесь как раз и стал завод по производству автобусов. Вопрос с землей помогало решить АО «СПК «Сарыарка», оно же – один из инвесторов. Много фейков, слухов и домыслов ходило тогда в соцсетях вокруг ТОО «QAZ TEHNA». Дескать, и автобусы-то приходят сюда уже почти все собранные, только пару колес прикрутить – и вуаля.
– Да, я и сам подобное в социальных сетях читал, – делится Ермек Омаров, заместитель генерального директора по административным вопросам ТОО «QAZ TEHNA». – Ну, это кто-то просто хотел имя себе сделать, что называется, хайпануть. Да, нам приходили кузова, крупноузловая сборка. Наши специалисты должны же были учиться, видеть конечный результат. Мы изучали, а потом сами собирали. Вообще, планировали работников отправить в Китай, на завод Yutong, для обучения. Но пандемия спутала все карты. В итоге специалисты из Поднебесной приехали сами.
Заместитель гендиректора показал цикл производства. Вот, к примеру, цех CKD, по-нашему, цех сварки. Все машинокомплекты поступают сюда. Все начинается с главного кондуктора – так называют площадку, на которой устанавливаются основные узлы: бока, крыша. К слову, здесь два кондуктора: большой (для бескапотных автобусов от 8 до 12 метров) и поменьше.
Производство разделено на посты, у каждого своя задача
– У нас постовая служба. Вот пост термической растяжки. Здесь лист металла, которым обшивают корпус, нагревают специальными магнитами. А затем зажимами его растягивают, чтобы он волнами потом не пошел. А тут цех покраски. Собранный кузов доставляют посредством самоходной платформы, таких у нас две. Они передвигаются из цеха в цех по специальным датчикам, которые вмонтированы в пол. Красят кузов вручную. Затем он поступает в цех мелкоузловой сборки. Там происходит, как мы говорим, «свадьба» – «женят» кузов и раму. Потом идут другие операции: шумоизоляция, проводку тянут, устанавливают сиденья, стекла, линолеум стелют, – рассказывает Е. Омаров.
Собранный автобус заезжает в цех испытаний. Там в специальной камере создается имитация нескольких видов дождей. Сверху и с боков транспорт атакует вода. Так проверяется герметичность. К слову, тестирует машину водитель-испытатель. Надо сказать, что качество здесь в приоритете. В каждом цехе присутствует представитель китайского завода Yutong. Они обучают сотрудников и контролируют линию. Пока специалист из Поднебесной не подпишет бумагу, где говорится о том, что автобус соответствует всем стандартам Yutong, машина не уйдет в готовый ряд.
Сейчас завод занимается реализацией крупного республиканского проекта по обновлению школьного автопарка. Поэтому сегодня в цехах мы видели только одну модель – школьный автобус. Он, кстати, оснащен отдельной автоматической системой пожаротушения двигателя. Для безопасности детей ремни на сиденьях четырехточечные (крест-накрест). Сами сиденья расположены высоко, это снизит травмоопасность на случай бокового удара. «А бампером можно стены ломать», – хвастает Е. Омаров. Когда машина останавливается, водитель с помощью кнопки «выпускает» знак STOP. Это предупредит других участников движения о том, что из автобуса выходят дети. Предусмотрен здесь и подъемник для ребят с ограниченными возможностями, который приводится в движение как вручную, так и автоматически.
Работа с кадрами
Промышленное здание. Внутри темно, сырость, окон нет, с крыши капает. Вы заходите в помещение, похожее на кабинет. Там на столе лежат какие-то бумаги, стоит стакан с остатками чая. На стуле висит куртка. Вы идете дальше, заглядываете в раздевалку и видите, что в шкафчиках висят личные вещи. Ощущается будто бы недавнее присутствие человека. Похоже на сюжет фильма про апокалипсис? Ан нет, это в реальности так выглядел брошенный завод РТИ несколько лет назад.
– Картина, конечно, страшная, – вспоминает Ермек Омаров. – Такое было ощущение, что здесь жизнь кипела и… резко прекратилась. Будто это последнее прибежище людей, где они находились, пока не наступил конец света. Где-то в марте 2020 года я попал сюда первый раз, никакой инфраструктуры. При этом в цехах даже стояло старое оборудование… Специалистам из Китая эта площадка понравилась. В мае мы провели сделку на приобретение этого комплекса, а в сентябре начались строительно-монтажные работы. Первым запустили цех испытаний. Следующий – цех CKD, в июне 2021 года. Это с учетом строительно-монтажных, пусконаладочных работ, обучение персонала и т.д. Всю технологию мы подгоняли под действующее здание.
Теперь же на этом производстве работает более 500 человек. Большая часть из них – жители Сарани. Есть и из других городов. Для них организован транспорт. А работники из дальних сел, районов и соседних областей имеют возможность останавливаться в общежитии, которое «QAZ TEHNA» арендует в Караганде. В планах с увеличением штата приобрести и восстановить «заброшку» на РТИ. По словам Е. Омарова, на предприятии работают и семьями:
– У нас есть муж и жена, отец и сын, даже из Акмолинской области ребята. Стараемся создавать необходимые условия. Развозка и питание – бесплатные. Обеспечиваем спецовкой, средствами индивидуальной защиты. Летом, пообедав, сотрудники могут сыграть в футбол. Поле для игры они сами построили, вышли к нам с такой инициативой. Мы стройматериалами помогли, а остальное они сами. Есть и настольный теннис. На зарплаты, думаю, грех жаловаться. К примеру, электросварщик, который только окончил колледж, будет получать 200 тысяч. Повысит разряд – повысится и зарплата.
К слову, на предприятии действует свой учебный центр. Здесь готовят рабочих по 11 профессиям, необходимым заводу. Так называемый ученик получает теорию и практику одновременно. А закрепленный за ним опытный сотрудник имеет дополнительную плату за наставничество. Кроме того, в этом году более 40 сотрудникам дали гранты от предприятия на получение среднего специального образования в колледжах по дуальной системе (это когда студент 70% находится на предприятии и 30% у него теория).
– В нашем учебном центре есть разрядная система, – продолжает Е. Омаров. – Сдаешь экзамен, получаешь разряд и повышается зарплата. Средний шаг – 50 тысяч тенге. Помимо учебного центра, у нас есть свой корпоративный университет. Он занимается инженерно-техническими работниками (ИТР). У нас подписаны договоры о дуальном обучении с высшими учебными заведениями. Среди них – КарУ им. Букетова, Карагандинский университет Казпотребсоюза. С КарТУ им. Сагинова мы на этапе подписания. К примеру, с КарУ студенты по специальности «HR» проходили практику. Часть из них уже у нас работает.
Стоит отметить, на заводе трудятся как мужчины, так и женщины. По словам Е. Омарова, некоторые работы у представительниц прекрасного пола получается делать лучше и аккуратнее. К примеру, герметизация. Девушки с ней справляются на «отлично», все потому, что усидчивее и терпеливее.
Перспективы и планы
С расширением производства будут увеличивать штат. К примеру, в 2023-м планируют набрать порядка 300 человек. На полную мощность завод должен выйти к 2025 году. Тогда количество сотрудников составит около 1000 человек, а в год будут производить 1200 автобусов и 500 единиц спецтехники.
– Пробные модели спецтехники у нас уже есть, – делится Е. Омаров. – Это бренд HOWO, карьерные самосвалы, 25-тонники. Их порядка 5 штук. Рассматриваем производство тягачей. Если о самосвалах, то на базе Yutong есть опытный образец грузоподъемностью 60 тонн, полностью электрический. Его тестировали в Китае. На одном карьере он проработал более 40 дней. У этой модели есть функция рекуперации: когда груженая машина спускается с карьера, она сама себя подзаряжает. Здесь столько плюсов: нет простоя, затраты на содержание минимальные, к тому же это экологично. Правда, при подъеме эффективность этой техники не так высока, как при спуске. Мы также делали опытный образец беспилотного автобуса (без водителей). Его крупным узлом сюда доставили, а здесь уже докомплектовали. Летом прошлого года презентовали.
Что касается материалов, то в настоящее время порядка 35% деталей – казахстанского производства. Большая часть комплектующих – от завода Yutong в Китае. В ближайшие 5 лет уровень локализации планируется довести до 50%. Для этой цели есть специальная программа.
Надо сказать, что без работы люди не сидят. На следующий год уже есть контракты на производство электробусов. Сегодня имеется 2 опытных образца. Конечно, их выпуск обходится недешево. Зато они в эксплуатации дешевле, утверждает Е. Омаров.
– Вообще, Yutong – мировой бренд. Чемпионат мира по футболу в Катаре обслуживали 1000 обычных автобусов и 500 электрических. Последние еще и вреда экологии не наносят. В Астане их около ста курсирует. Основная задача на данный момент – закрыть потребности страны. Нашими клиентами являются автопарки, крупные производственные и туристические компании. Кстати, мы не закрываемся в рамках Yutong. Работаем и с другими брендами. Уже есть соглашение с крупным европейским. Скоро узнаете! – заинтриговал Ермек Омаров.
Кирилл Васильев
Фото Александра МАРЧЕНКО
г. Сарань