Не продавать то, что производишь, а производить то, что продается. Такой подход у карагандинского ТОО «Wec trade». Компания выпускает бытовую химию, да не простую, а биоразлагаемую. Экологичная продукция уверенно конкурирует с «заморской», не уступая качеством.
Жидкое мыло, средства для стирки и мытья посуды, кондиционеры для белья, очистители. В линейке производимых товаров – 28 наименований. Продукцию изготавливают из сырья растительного происхождения, и потому она для окружающей среды и человека не вредна. Тренд на «зеленое» производство не столько моден, сколько необходим. На другую планету мы переберемся не скоро, а решать вопросы экологии надо здесь и сейчас, считает директор карагандинского предприятия Вячеслав Цой. Собственно, это и стало причиной, по которой «Wec trade» выпускает биоразлагаемую продукцию:
– Наша компания существует с 2016 года. На тот момент у нас была еще и бесконтактная мойка для машин. Для нее мы производили автохимию. Часто наблюдал за тем, как автомобили «принимают душ», как смывается пена. Я подумал: а куда все это уходит? Сколько мы сбрасываем моющих средств в канализацию? Какой вред наносится окружающей среде? На очистных сооружениях с загрязнениями борются в основном при помощи бактерий, и они гибнут, если химическая концентрация моющих средств превышает определенные показатели. К тому же вредные вещества оседают в земле и там накапливаются. И тогда мы начали разработку экологичной продукции, которая, попав в почву, разлагается, не оставляет следа. Кстати, если использовать такую бытовую химию, то не будет проблем с септиком, – говорит Вячеслав Цой.
К слову, сырье для производства закупают в Европе, Южной Корее, даже в Египте. На предприятии действуют две линии: автоматическая и полуавтоматическая. Оборудование для первой приобрели в Украине, для второй – в России. Украинская разливочно-этикеровочная линия «нафарширована» европейскими комплектующими: электроникой, программным обеспечением и т.д. Также в ТОО пробурена своя скважина. Добытую в ней воду очищают, подготавливают. Деминерализованная, она поступает на производство. Процесс изготовления продукции на первый взгляд нехитрый, его можно сравнить с приготовлением борща.
– Вода в больших емкостях (их 12 штук) подогревается, и в нее начинают «закидывать» различные ингредиенты. Потом все это варится и периодически помешивается (автоматически конечно). Когда все готово, «борщу», как и полагается, необходимо отстояться, дойти до нужной кондиции, чтоб воздух вышел и т.д. На это уходят сутки. После продукт разливают. К примеру, небольшими емкостями занимается автоматическая линия, она наполняет бутылочки и «шлепает» на них этикетки. В канистры побольше моющие средства разливает машина, но тут ей «помогает» человек, который ставит тару на весы. Если недовес, то оператор доливает жидкость и клеит этикетку, – рассказывает Александр Будницкий, руководитель производственного отдела ТОО «Wec trade». – Вроде бы просто, но за всем процессом нужен постоянный контроль, должна выдерживаться определенная температура, все время проверяем, корректируем.
Контроль, кстати, идет на всех этапах, начиная с поставки сырья. Для этого действует специальная лаборатория. Вся продукция сертифицирована. Предприятие работает по международным ГОСТам.
– Сырье к нам поступает в разном виде – это порошки, желе, гранулы, хлопья, пастообразная масса. Занимаемся, можно сказать, и научно-исследовательской деятельностью. К примеру, приходит какая-нибудь новая позиция сырья, я тут над ней «колдую», смотрю, как ее можно использовать, какой от нее эффект. Пробы производимой нами продукции берем на каждой стадии, проверяем выпущенную партию. Стараемся совершенствовать продукт, занимаемся разработкой новых рецептур. Сейчас работаем над созданием шампуня. Велосипед, конечно, не изобретаем, но какая-то изюминка от нашего бренда будет, – уверяет Юлия Сайбаталова, химик-технолог.
– Кстати, всю рецептуру разрабатываем под клиентов, – добавляет Вячеслав Цой. – Мы дорожим репутацией и очень сильно «заморочены» на качестве, поэтому напрямую контактируем с потребителями, корректируем продукцию в соответствии с их запросами. Большое значение для нас имеет обратная связь. Как все начиналось? К примеру, мы выбрали сегмент HoReCa (отели, рестораны, кафе). Приходим туда, спрашиваем: что им интересно, какие характеристики для них важны? Допустим, в кафе относительно средств для мытья посуды нам сразу сказали: нужны хорошее пенообразование, стопроцентная смываемость. Также продукция не должна сушить руки (долгое время в перчатках не поработаешь же!) Если кожа сухая, то для персонала приходится докупать увлажняющий крем. Вот так и разрабатывалась рецептура. Нужно не продавать то, что производишь, а производить то, что продается.
«Подвинуть» импорт
К слову, продукция карагандинского ТОО пользуется спросом в более чем 20 городах Казахстана. В шести из них есть даже свои склады, а значит, и доставка: Алматы, Астана, Усть-Каменогорск, Жезказган, Шымкент и, конечно же, шахтерская столица. На внешние рынки компания пока не выходит, хотя и поступали предложения, например из Узбекистана и Кыргызстана. Но в «Wec trade» считают, что сначала нужно разобраться у себя дома, а уже потом «смотреть за забор» к соседям. По словам руководителя предприятия, в Казахстан завозится большое количество бытовой химии, нужно работать над импортозамещением. Этим и занимаются.
– Был у нас опыт экспорта в Россию. Но пока мы не обладаем такой мощностью, чтобы и внутренний, и внешний рынки охватывать, поэтому не распыляемся. В Казахстане приходится конкурировать как с небольшими компаниями, так и с такими крупными гигантами, как «Procter & Gamble», «Henkel», «Unilever». Это не просто. К счастью, сегодня отечественных производителей поддерживает государство. Например, автоматическую линию мы приобрели с помощью госпрограммы, через фонд «Даму», который субсидировал процентную ставку. Вообще, два кредита брали: первый на закупку оборудования, второй — на пополнение оборотных средств. Господдержка положительно влияет на бизнес, а значит, и на социально-экономическое развитие региона. Ведь отечественный производитель – это трудоустройство населения, зарплаты, налоги. Если сырье закупается у местных компаний, то деньги остаются внутри страны, работают на казахстанскую экономику. Поэтому так важно «подвинуть» импорт. Но теснить его необходимо только качественной продукцией, – уверен Вячеслав Цой.
К слову, казахстанское содержание в производстве «Wec trade» составляет более 80 процентов. Если говорить о господдержке, то предприятие уже не один год сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития. В рамках его программ карагандинское ТОО пригласило отраслевого эксперта с опытом работы в международных компаниях. Иностранный специалист прилетит в этом месяце, будет консультировать и давать рекомендации относительно технологии производства. А пока «Wec trade» работает над увеличением объемов и расширением ассортимента.
– Сегодня наша производственная мощность составляет 150 тонн готовой продукции в месяц. А когда только начинали выпускать бытовую химию, то объем был всего лишь 15 тонн. Сейчас мы расширяемся, будем переезжать на более просторную территорию. До конца 2023-го планируем увеличить объем до 300 тонн в месяц, а в следующем году – еще в два раза. Работаем и над линейкой: хотим выпустить гипоаллергенную серию.
Кстати, один лайфхак: как определить качественное средство. Нужно в первую очередь смотреть на состав (правда, его не везде пишут развернуто): чем больше там ингредиентов, тем продукт лучше. К примеру, у дорогих брендов минимум 10-12 компонентов, а в дешевом сегменте их 5-6. Вся химия по сути – эмульсия, которая стремится распасться, – объясняет директор ТОО «Wec trade». – Задача химика-технолога – не допустить этого, сбалансировать все ингредиенты. Чем сложнее рецептура, тем труднее добиться результата. Но зато само средство становится намного эффективнее. Многие думают наоборот: если компонентов мало, то продукт натуральнее. Поэтому некоторые производители стараются сократить или написать общими фразами состав.
Наш собеседник также отмечает, что при выборе средства нужно смотреть и на его внешний вид. Жидкость должна быть прозрачной, однородной или же иметь красивый цвет. В общем, выглядеть хорошо.
Жажда – ничто, имидж – все
Если говорить о сотрудниках, то их в компании более 40. А когда-то карагандинское ТОО начиналось с трех человек. Увеличение объемов и расширение линейки предполагают дополнительный набор специалистов. По словам директора предприятия, в стране ощущается нехватка химиков-технологов, специализирующихся на моющих синтетических средствах. Хотя в горнодобывающей, нефтяной и пищевой промышленности таких специалистов хватает.
– Мы даже готовы были брать выпускников вузов и вкладываться в их обучение. Но у них сейчас другие амбиции. Что касается расширения ассортимента – сейчас, кроме гипоаллергенной серии, разрабатываем и косметическую: шампуни, гели для душа и т.д. В целом у нас мобильное производство, разную продукцию можем изготовить, но на поток она не поставлена, выполняем только под заказ. Например, как-то обратилась строительная компания, попросила сделать противоморозную присадку для бетонных смесей. «Незамерзайку» для автостекол тоже нам заказывали. Нашим химикам-технологам все это под силу, – с гордостью говорит Вячеслав Цой. – Для таких целей у нас есть и научно-техническая база, и производственная площадка. Мы – про качество, за которое отвечаем. Насчет экспорта не буду лукавить: как только увеличим объемы, начнем осваивать и внешние рынки.
Делясь планами, руководитель ТОО «Wec trade» отмечает, что сейчас имидж отечественного производителя лучше, чем был. А раньше клиенты ни смотреть, ни слушать о продукции ничего не хотели, когда узнавали, что ее выпускает казахстанская компания.
– Мне «за державу» было обидно, – вспоминает Вячеслав Цой. – Одна из наших задач – повысить имидж и укрепить доверие к отечественному производителю. «Сделано в Казахстане», «Сделано в Караганде» всегда должно звучать гордо.
Кирилл ВАСИЛЬЕВ
Фото Александра МАРЧЕНКО